Урок 12. Графический портретный рисунок. Сатирические образы человека
Графический портретный рисунок – портрет, созданный графическими средствами (карандашом, углем, мелом, тушью).
Карикатура — сатирическое или юмористическое изображение, в котором из-за преувеличения и заострения характерных черт, неожиданных сопоставлений и уподоблений создаётся комический эффект.
Художественное преувеличение — один из главных приёмов в карикатуре, заключающийся в сознательном отборе и усилении, заострении, преувеличении некоторых качеств модели.
Список литературы
Обязательная литература:
1. Неменская Л. А. Изобразительное искусство: искусство в жизни человека, 6 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение,2019. – 176 с.
2. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 6 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Под. ред. Б.М. Неменского. – 6-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019.
Дополнительная литература:
1. Уроки изобразительного искусства. Искусство в жизни человека. Поурочные разработки. 6 класс / [Л. А. Неменская, И. Б. Полякова, Т. А. Мухина, Т. С. Горбачевская]; под ред. Б. М. Неменского. — М.: Просвещение, 2012. — 159 с.
Открытые электронные ресурсы:
- Словари, энциклопедии, справочники универсального содержания http://www.nlr.ru:8101/res/inv/ic/sprav.htm (дата обращения: 06.06.2019).
- Издательство «Просвещение» www.prosv.ru (раздел «Перспектива» http://old.prosv.ru/umk/perspektiva).
- Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Графический портретный рисунок – это портрет, созданный графическими средствами (карандашом, углем, мелом, тушью).
Графический портрет никогда не будет вытеснен портретом в цвете, потому что он даёт нам возможность более быстрыми в исполнении средствами передать характерные черты человека, его индивидуальность, одухотворенность, движение его души.
Особенность графического портретного рисунка в том, что он передаёт нам образ человека, таким, каким тот предстаёт в непосредственном общении.
В отличие от графического рисунка живописный портрет создает более сложный композиционно построенный образ, который позволяет выявить сложность внутреннего мира личности и раскрывает человека в большей степени в его связях с миром.
В отличие от живописи особенности графики позволяют художнику проявить особую чуткость в понимании человека. Благодаря условности и лаконичности графического языка художники при работе над графическим портретом могут выявить самое главное и ярко характерное.
Чтобы убедиться, что выразительные возможности графики неисчерпаемы, можно рассмотреть графические портретные рисунки великих мастеров разных эпох.
Основными средствами выражения в графике являются линия и пятно (в том числе штриховое). Ритмичные движения штриха, образующие затемненное пятно, могут переходить в линию и снова в штрих. Линии штриха могут перекрывать друг друга слоями, но в разном направлении, создавая более темный тон.
Резкими штрихами и контрастными тональными отношениями можно изображать образ человека решительного и твердого. Для изображения мягкого и вдумчивого человека резкие штрихи и сильные контрасты не подойдут.
Основной способ использования карандаша при штриховке: водить карандашом взад и вперед. Этот вид штриховки является самым простым, он, безусловно, подойдет всем. Для более жесткой штриховки в конце каждой линии, мы слегка отрываем карандаш от бумаги. Можно наносить штрихи движениями по кругу. При использовании таких движений можно придать рисунку некую беспорядочность.
При работе над графическим портретом художник должен всматриваться даже в знакомого человека так, как будто видит его впервые.
Говоря о графическом портретном рисунке невозможно обойти вниманием такую разновидность этого жанра как карикатура.
Карикатура – это сатирическое или юмористическое изображение, в котором из-за преувеличения и заострения характерных черт, неожиданных сопоставлений и уподоблений создаётся комический эффект. Особенности мастерства художников-карикатуристов заключаются в сознательном отборе и преувеличении некоторых качеств модели, без чего вообще не может быть выразительного реалистического рисунка.
Таким образом, главным приёмом художника-карикатуриста является приём художественного преувеличения.
Художественное преувеличение — один из главных приёмов в карикатуре, заключающийся в сознательном отборе и усилении, заострении, преувеличении некоторых качеств модели.
Сатирический рисунок обязательно решает задачу подчеркнуть и даже усилить особые качества натуры. Такие подчёркивания усиливают сходство и узнаваемость в портрете. Но при этом нельзя забывать о чувстве меры и чувстве правды. Художник усиливает черты не произвольно, а выделяя характерное именно для этого человека. Прежде всего, это приём преувеличения реальных пропорций, когда длинное становится ещё длиннее, широкое – ещё шире, острое – ещё острее, а круглое, вообще, становится шаром. Как видно из примеров, для карикатуры самое неправдоподобное и резкое преувеличение черт героев оказывается уместным и даже необходимым.
Сатирический рисунок имеет свои традиции, начиная со времен Возрождения. Леонардо да Винчи, делая сатирические рисунки, руководствовался исследовательскими целями. Он изучал возможности убедительного изображения эмоций человека.
Французский художник-сатирик Оноре Домье с удивительной свободой и художественной смелостью работал во всех видах изобразительного искусства – и в живописи, и в скульптуре, и в графике.
В прошлом веке все любили рассматривать весёлые сатирические рисунки Жана Эйфеля и Херлуфа Бидструпа.
В русском искусстве стали классикой сатирические рисунки художников Кукрыниксов и Бориса Ефимова.
Теоретический материал для углубленного изучения
В России известными карикатуристами были художники Кукрыниксы.
Кукрыниксы – творческий коллектив русских художников-графиков и живописцев, в который входили Михаил Куприянов (1903—1991), Порфирий Крылов (1902—1990) и Николай Соколов (1903—2000).
Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле.
Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий КУприянова и КРЫлова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии НИКолая Соколова.
Известные работы Кукрыниксов – это гротескные злободневные карикатуры на темы внутренней и международной жизни (серия «Транспорт»), агитационные, в том числе антифашистские, плакаты («Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», 1941), иллюстрации к произведениям Николая Гоголя, Михаила Салтыкова-Щедрина (1939), Антона Чехова (1940—1946), Максима Горького («Жизнь Клима Самгина», «Фома Гордеев», «Мать», 1933, 1948—1949), Ильи Ильфа и Евгения Петрова («Золотой Телёнок»), Мигеля Сервантеса («Дон Кихот»).
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Установление соответствий между элементами двух множеств
Соедините каждый сатирический рисунок с его названием.
Х. Бидструп. Сатирические рисунки.
В. Н. Горяев. Иллюстрации
к повести М. Твена «Приключение Гекльберри Финна».
Н. В. Кузьмин. Иллюстрации к повестям Н. В. Гоголя, Н. С. Лескова.
Леонардо да Винчи. «Скарамуччья».
О. Домье Иллюстрация к роману Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».
О. Домье «Адвокат и его клиентка». ХIХ век.
П. Пикассо «Портрет идальго». ХХ век.
А. Тулуз-Лотрек. Автопортрет.
Стратегия выполнения задания:
1. Прочитайте сначала слова слева, где приводятся элементы задающего множества, содержащего постановку проблемы.
2. Затем посмотрите на элементы справа, подлежащие выбору.
3. Помните, что соответствие между элементами двух столбцов может быть взаимно однозначным, когда каждому элементу слева соответствует только один элемент справа. Если число элементов в двух столбцах одинаковое, то для последнего элемента задающего множества выбора не произойдет.
4. Встречаются случаи, когда для одного элемента левого столбца выбираются несколько элементов справа.
5. Задания на установление соответствия по алгоритму выполнения близки к заданиям с выбором ответа, поскольку вы выбираете правильный ответ из числа предложенных.
Правильные ответы:
Леонардо да Винчи. «Скарамуччья».
О. Домье Иллюстрация к роману Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».
О. Домье «Адвокат и его клиентка» ХIХ век.
П. Пикассо «Портрет идальго». ХХ век.
А. Тулуз-Лотрек. Автопортрет.
Х. Бидструп. Сатирические рисунки.
Н. В. Кузьмин. Иллюстрации к повестям Н. В. Гоголя, Н. С. Лескова.
2. Подчёркивания / зачёркивания элементов
Зачеркните фамилию художника, который не относился к творческому коллективу «Кукрыниксы».
Источник
Сатирические образы человека рисунки красками
Музей МБОУ "СОШ №13" запись закреплена
ИЗО 6 класс. Тема: Графический портретный рисунок, САТИРИЧЕСКИЙ портрет
Внимательно посмотреть ролик!
ОБЯЗАТЕЛЬНО потренироваться на черновике, вспомнить пропорции лица человека, попробовать сделать портретные зарисовки близких вам людей и, только потом, один Дружеский ШАРЖ или Сатирический рисунок
Ответить на ВОПРОС: чем отличается сатирический портрет от дружеского шаржа?
Желаю приятной и плодотворной работы!
Источник
Урок изобразительного искусства по теме "Сатирические образы человека". 6-й класс
Цель: cоздание условий для раскрытия творческого потенциала учащихся.
- Ознакомление с понятиями “карикатура”, “шарж”.
- Обучение работе в технике силуэта.
- Совершенствование графических навыков.
Зрительный ряд: электронная презентация “Сатирические образы человека”.
Оборудование для учителя: проектор, экран, компьютер или ноутбук, раздаточный материал.
Оборудование для учащихся: бумага, черный маркер.
В.Гауф “Маленький Мук”
- Организационный момент (1 мин.)
- Повторение изученного материала (3 мин.)
- Ознакомление с новым материалом (3 мин.)
- Сообщение темы урока (1 мин.)
- Ознакомление с новым материалом (5 мин.)
- Объяснение хода практической работы (3 мин.)
- Практическая работа (25 мин.)
- Подведение итогов (3 мин.)
- Организационный момент (1 мин.)
1. Организационный момент
2. Повторение изученного материала
— Вспомните, что такое портрет?
— Чьи портреты вы видите на экране?
— Это портрет Онорем Викторемна Домьем (1808-1879) — французского художника-графика, живописца и скульптора, крупнейшего мастера политической карикатуры XIX века и групповой портрет творческого коллектива советских художников-графиков и живописцев, в который входили народные художники СССР Михаил Васильевич Куприянов (1903—1991), Порфирий Никитич Крылов (1902—1990) и Николай Александрович Соколов (1903—2000). Называли они себя Кукрыниксы по первым буквам фамилий.
— Объединяет этих художников то, что рисовали они карикатуры.
3. Ознакомление с новым материалом
— Прочитайте определение карикатуры.
— Перед вами две работы Кукрыниксов: иллюстрация к сказке Салтыкова-Щедрина “Дикий помещик” и плакат времен Великой Отечественной войны “Беспощадно разгромим и уничтожим врага”, выполненные в жанре карикатуры.
— Как Кукрыниксы показали “дикость” помещика?
— Почему изображение Гитлера на плакате карикатурное?
— Какое воздействие на зрителя оказывает карикатура?
— Существует разновидность карикатуры – шарж. Прочитайте его определение. Посмотрите на работы художника Домье, выполненные в этом жанре.
— При помощи каких приемов Домье высмеивает изображенных на рисунках людей?
4. Сообщение темы урока
— Сегодня на уроке вам предстоит создать карикатуру одного из сказочных героев. И выполнить эту работу в технике силуэта.
5. Ознакомление с новым материалом
— Эта техника для вас новая, поэтому прочитайте, что такое силуэт.
— Силуэты обыкновенно рисуются черной краской на белой бумаге или вырезаются из тонкой черной бумаги, которая потом наклеивается на светлую. Изображения подобного рода с давних лет существовали в Китае (их и называли “китайские тени”).
— Из Китая они проникли в Европу, прежде всего во Францию, где в половине XVIII ст. сильно распространилась мода на силуэтные портреты, в которых, кроме профильного контура физиономии, на черном грунте головы лишь иногда намечались белыми чертами глаза, ноздри, уши и волосы или другие детали.
— Термин “силуэт” происходит от фамилии Этьена де Силуэтта (1709-1767), бывшего в 1759 году государственным министром финансов при дворе Людовика XV.
По национальности Этьен был баском, и его фамилия на родном языке звучит как “Зулоэта”. Он получил высшее образование в Лондоне, в совершенстве овладел языком британцев, что позволило де Силуэту впоследствии приятно перевести на французский значительные литературные труды Александра Попа, Генри Болинбурка, Уильяма Уолбертона. Знаменитой мадам Помпадур творчество Силуэта пришлось по нраву и в марте 1759 года Этьен поступил на должность министра финансов при Людовике Пятнадцатом.
Вскоре Франция по привычке начала очередную войну с Британией, а талантливому Силуэту удалось провести налоговую реформу, результаты коей понравились и аграриям, и буржуазии. Особенно то, что расходы на содержание королевского двора были значительно сокращены. Одним росчерком пера он сэкономил казне 72 миллиона франков, сократив штаты и урезав жалованье всем до единого. Такие меры непопулярны во все времена. Новоиспеченный контролер восстановил против себя всех придворных и спустя восемь месяцев вынужден был покинуть свой пост. Казалось, ещё один высокопоставленный чиновник навсегда канул в Лету с исторической арены.
Однако судьбе было угодно обессмертить неудачливого сановника и сохранить его имя в истории. Но не в истории политической, а в истории искусства. Говорят, на Силуэтта была сделана карикатура в виде теневого профиля. Потом появились и другие портреты в профиль, вырезанные из черной бумаги; по причине дешевизны они получили наименование “a la Silhouette”. Так в середине XVIII века во Франции обрело новую жизнь искусство силуэта.
— По другой версии, Этьен де Силуэтт сам не пропускал случая превратить каждый лист черной бумаги в профиль кого-то из близких: на досуге он любил вырезать портреты. И кроме того, будучи крайне экономным в частной жизни, предпочитал стены своего замка украшать не дорогими картинами в роскошных рамах, не гобеленами, не живописными росписями, а… тенями. Да, тенями. Делалось это чрезвычайно просто: Этьен подводил гостя к стене и самолично обводил его профильную тень. Затем контур закрашивал черной краской. На светлом фоне отчетливо выступал силуэт фигуры. Со временем тени заполнили несколько залов. В замке Шатто-де-Берг на Марне образовалась необычная портретная галерея, первый и единственный в своем роде “музей теней”.
Так или иначе — термин силуэт восходит к фамилии Этьена де Силуэтта. Как это не раз случалось, фамилия превратилась в имя нарицательное. Увлечение экс-министра быстро подхватили современники, увековечив тем самым инициатора этого начинания.
А изобразительное искусство обогатилось ещё одной портретной техникой.
— Так что же такое – искусство силуэта? Можно ошибочно думать, что силуэтисты должны хорошо рисовать. Само слово “силуэт” чаще воспринимается как “портрет”, потому что, благодаря нехитрым приспособлениям, любой человек, способный держать в руках карандаш или ножницы, может изготовить профильный портрет. Психологи считают, что художники и зрители, отдающие предпочтение чёрно-белому изображению, имеют богатое воображение, больше действуют по интуиции, не боятся перемен и, как ни парадоксально это звучит, не делят мир на “чёрное” и “белое”.
— Проверим, насколько богато ваше воображение?
6. Объяснение хода практической работы
— Итак, приступаем к практической работе. Сначала вы должны выбрать одного из героев сказки Вильгельма Гауфа “Маленький мук”. Можете изобразить самого Мука, старуху Ахавзи или короля.
— Представьте, как может выглядеть маленький Мук. В создании образа вам поможет литературный материал (Приложение). Прочитайте, что в сказке Гауфа говорится о внешности Мука.
— Итак, из текста сказки нам известно, что внешность Мука карикатурна: во-первых, он карлик, т.е. есть человек с нарушенными пропорциями – большой головой и короткими руками и ногами; во-вторых, в результате волшебства он Мук получил длинный-предлинный нос и ослиные уши. Поэтому Мук может выглядеть примерно так, как изображено на рисунках. Но вы можете изобразить его по-своему.
— Про Ахавзи и короля в сказке сказано меньше, но, тем не менее, кое-что мы можем узнать. Прочитайте текст из сказки. (Приложение)
— Изображая этих героев, помните, что Ахавзи – старуха, поэтому может иметь горб, морщины на лице, кроме того к ее изображению вы можете добавить силуэт кошки.
— Король же — это восточный правитель, поэтому обратите внимание на головной убор султана – чалму.
— После того, как вы определитесь, кого из героев вы будете изображать, начинайте работу над обликом этого героя, учитывая его характерные внешние особенности.
— Сначала изобразите профиль человека. Затем преувеличьте черты его внешности в соответствии с описанием героя и вашим представлением о нем. Добавьте детали костюма. Превратите изображение сказочного героя в силуэт, закрасив черным маркером его портрет. Некоторые детали вы можете оставлять незакрашенными.
Источник
Сатирические образы человека
Ты делал зарисовки окружающих людей, но, вероятно, не все из них достаточно хорошо получились, и про некоторые недовольная модель говорила: «Это не я, это карикатура!» Однако такое высказывание не всегда звучит осуждают?.
Все мы очень любим смотреть сатирические рисунки, так же как и просто веселые рисунки, особенно когда это дружеский шарж. Мастера карикатуры — прекрасные рисовальщики. Особенности их мастерства заключаются в сознательном отборе и преувеличении некоторых качеств модели, без чего вообще не может быть выразительного реалистического рисунка. Главное для художника карикатуриста художественное преувеличение.
Рисунок обязательно решает задачу подчеркнуть, усилить особые качества натуры. Художник, зорким глазом подметив в человеке то, что для него характерно, отличает особенности его лица и фигуры, мимики и осанки и делает их более заметными.
Опытный художник знает, что такие подчеркивания лишь усиливают сходство и узнаваемость в портрете. Однако здесь необходимо чувство меры, а главное чувство правды. Ведь художник усиливает черты не произвольно, а умея выделить характерное именно для этого человека. В первую очередь этo прием усиления, преувеличения реальных пропорций: длинное становится еше длиннее, широкое — еще шире, острое еще острее, а круглое превращается в шар.
П. Пикассо. Дон-Кихот. Tyшь
Дли карикатуры или шаржа даже самое неправдоподобное и резкое преувеличение отдельных черт героев оказывается уместным и необходимым. Здесь художник не скрывает своей односторонности и пристрастности.
П. Пикассо. Портрет идальго. Линогравюра, Испания. XX в.
Сатирический рисунок имеет традиции начиная со времен Возрождения. Еще Леонардо да Винчи создавал сатирические рисунки. Он делал их с натуры и руководствовался исследовательскими целями.
А. Тулуз-Лотрек. Автопортрет. Тушь. Франция. XIX в.
Обостряя характер лица, он стремился усилить ею выразительность, изучал возможности убедительного изображения змоций человека.
Сатирические рисунки X. Бидструпа. Дания. ХХ в.
Великим французским художником-сатириком был Оноре Домье. Этот мастер с удивительной свободой и художественной смелостью работал во всех видах изобразительного искусства — и в живописи, и в скульптуре, и в графике.
О. Домье. Адвокат и его клиентка. Карандаш, акварель
В прошлом веке все любили рассматривать веселые сатирические рисунки Жана Эйфеля, Херлуфа Бидструпа.
Б.Е. Ефимов. Курортники. Тушь. Россия XX в.
В русском искусстве стали классикой сатирические рисунки художников Кукрыниксов и Бориса Ефимова.
Гротескное изображение голов. Учебный рисунок
- Чтобы сделать дружеский шарж, надо быть очень наблюдательным рисовальщиком, а еще добрым и умным. Если ты хочешь испытать себя, попробуй сделать дружеский шарж.
Источник