Rarr Хроматический круг аналогичные цвета
Rarr Хроматический круг аналогичные цвета

Rarr Хроматический круг аналогичные цвета



Лекция 3. Физика и биология цвета. Цветовой круг

Фиалки – бесцветные, ваша помада оттенка bordo – бесцветная и даже любимое желтое платье не имеет цвета. Мир вообще бесцветен и был бы таким в наших глазах, если бы не свет.

Свет – это излучение, которое испускает нагретое тело или вещество в возбужденном состоянии, а цвет – характеристика этого света. Предметы сами по себе бесцветны, а мы видим цвет, когда их поверхность отражает электромагнитные волны видимого диапазона, то есть свет. То, как человек воспринимает цвет, зависит от степени освещенности предмета, источника света, а также физиологических особенностей и психологического состояния каждого из нас в конкретный момент.

Физика и биология цвета. Как мы различаем цвета. Лекция IFM (l`Institut Français de la Mode)

Физика цвета

Главный цветоприниматель человеческого организма – сетчатка глаза. Чтобы глаз увидел какой-либо предмет и его цвет, свет сначала должен упасть на этот предмет, отразиться от него, а затем попасть на сетчатку. Люди видят предметы, потому что они отражают свет, и различают цвета этих предметов в зависимости от характеристик их поверхности: какие лучи она поглощает, а какие отражает, отдавая сетчатке на анализ. Свет, поглощенный предметом, глаз увидеть не может.

  • Физика и биология цвета. Как мы различаем цвета. Лекция IFM (l`Institut Français de la Mode)
  • Физика и биология цвета. Как мы различаем цвета. Лекция IFM (l`Institut Français de la Mode)
  • Физика и биология цвета. Как мы различаем цвета. Лекция IFM (l`Institut Français de la Mode)

Черная кожа, например, поглощает почти все излучение и кажется нам черной, потому что не отражает никакие волны. Снег, наоборот, равномерно отражает почти весь свет и поэтому выглядит для нас белым. Человек видит предмет в том цвете, лучи которого отражаются от поверхности и попадают на сетчатку. В случае с красной помадой на сетчатку попадут только лучи красного спектра, а остальные поглотятся, создав в сознании человека представление о красном цвете.

  • Физика и биология цвета. Как мы различаем цвета. Лекция IFM (l`Institut Français de la Mode)
  • Физика и биология цвета. Как мы различаем цвета. Лекция IFM (l`Institut Français de la Mode)

Человеческий глаз воспринимает электромагнитное излучение в узком диапазоне длин волн, от 380 до 740 нанометров. Этот видимый свет излучает фотосфера – тонкая оболочка Солнца, меньше 300 километров в толщину. В бесцветном для нашего глаза солнечном свете заключен весь видимый спектр волн, который при разложении дает цвета радуги: от красного до фиолетового. На уроках физики разложение света на спектр демонстрируют с помощью призмы, в жизни это можно увидеть на примере радуги, где функцию преломителя играют капли воды в воздухе.

  • Физика и биология цвета. Как мы различаем цвета. Лекция IFM (l`Institut Français de la Mode)
  • Физика и биология цвета. Как мы различаем цвета. Лекция IFM (l`Institut Français de la Mode)
  • Физика и биология цвета. Как мы различаем цвета. Лекция IFM (l`Institut Français de la Mode)

Как мы различаем цвета

Сетчатка образована светочувствительными клетками двух типов – палочками и колбочками, которые называются так из-за своей формы. Колбочки дают нам возможность видеть мир в красках, так как они чувствительны к световым волнам различной длины в видимом спектре. Колбочки бывают трех типов: первые различают волны красно-оранжевого участка спектра, вторые – зеленого, третьи – сине-фиолетовые. Палочки более чувствительны к свету, поэтому вступают «в бой» в сумерках и темноте. Палочки не способны определить цвет предмета, но благодаря им мы не спотыкаемся в темной комнате.

Запомнить назначение колбочек и палочек легко с помощью ассоциации: колбочки – как химические емкости, в которых происходят реакции и получаются яркие вещества, а палочки – буквально палки-трости, которые мы использовали бы, окажись мы в полной темноте.

Физика и биология цвета. Цветовой круг. Лекция IFM (l`Institut Français de la Mode)

Цветовой круг

Цветовой круг – это способ представить весь видимый спектр света в условной форме круга. Секторы круга представляют цвета, размещенные в том порядке, который условно передает расположение их волн в спектре видимого света. Для связывания круга в его палитру добавлен пурпурный цвет (маджента), который соединяет крайние спектральные цвета (красный и синий) и получается из их условного смешения.

  • Физика и биология цвета. Цветовой круг. Лекция IFM (l`Institut Français de la Mode)
  • Физика и биология цвета. Цветовой круг. Лекция IFM (l`Institut Français de la Mode)

Свойствами цветового круга пользуются художники, физики, дизайнеры, инженеры, стилисты. Мы с помощью цветового круга можем разграничивать холодные и теплые цвета, дополняющие цвета, оттенки и аналогичные цвета. Эти понятие станут инструментом для дальнейшей работы с образом. Вкус, который многие считают врожденным, можно развивать, и правила сочетаемости цветов – отличное для этого начало.

Физика и биология цвета. Цветовой круг. Лекция IFM (l`Institut Français de la Mode)

→ Хроматический круг: теплые и холодные тона

Теплые и холодные тона расположены в разных частях цветового круга. К теплым относятся желтый, оранжевый и красный, к холодным – зеленые, синие и фиолетовые. Вопрос о каждом пограничном цвете (например, между желтым и зеленым) стоит рассматривать в каждом случае отдельно. Смешанный желто-зеленый цвет может относиться как к теплой, так и к холодной части круга. У стилистов также есть представление о том, что теплыми и холодными версиями обладают все цвета, кроме оранжевого (он всегда теплый). Даже голубой и зеленый могут быть теплыми, но это представление основано на психологическом восприятии цвета и ассоциациях, а не на объективных характеристиках цветового круга.

  • Физика и биология цвета. Цветовой круг. Лекция IFM (l`Institut Français de la Mode)
  • Физика и биология цвета. Цветовой круг. Лекция IFM (l`Institut Français de la Mode)

→ Хроматический круг: дополняющие цвета

Дополняющие цвета – это пара тонов, расположенных в круге напротив друг друга. Получить пару цветов можно, проведя прямую линию через центр круга. Получаем желтый + фиолетовый, синий + оранжевый, зеленый + красный.

Физика и биология цвета. Цветовой круг. Лекция IFM (l`Institut Français de la Mode)

→ Хроматический круг: аналогичные цвета

Аналогичные цвета расположены по соседству в одном цветовом семействе: желтый-оранжевый-красный, синий-голубой, зеленый-салатовый и так далее. Часто мы называем такие цвета оттенками, но это не совсем верное определение.

Физика и биология цвета. Цветовой круг. Лекция IFM (l`Institut Français de la Mode)

→ Хроматический круг: оттенки

Оттенки (фр. camaieu) – это варианты одного цвета, которые получаются путем добавления в него белой или черной краски. Увидеть визуальное представление оттенков можно на усовершенствованном круге с градацией цветов к белом в центре и черному – по краям. Таким представлением цвета пользуются дизайнеры, работая в Photoshop и аналогичных программах. Оттенки одного цвета – это градиентная шкала от бело-желтого до черного с желтым подтоном, от бело-голубого до иссиня-черного, где началом и концом шкалы являются белый и черный цвета.

Этих четырех свойств хроматического круга достаточно, чтобы создавать двух, трех и четырехцветные образы, не ошибаясь в оттенках. Благодаря правилам круга даже непривычные для вашего взгляда сочетания будут выглядеть гармонично.

В следующей лекции IFM мы расскажем о том, как выстраивать образ с использованием цветового круга и рассмотрим классические сочетания и современные цветовые тренды. Добавив к знаниям о цвете представление о стилях, а также информацию о типах фигур, линиях кроя и гармонизации силуэта, вы сможете самостоятельно создавать идеальные образы. Лекции IFM плюс немного практики – и никто не сможет оспорить наличие у вас вкуса. Ежедневно исследуя возможности своего гардероба, со временем вы обретете собственный стиль, самое ценное и неподвластное моде понятие. Следите за новостями Rendez-Vous Daily по хештегу #IFM4rendezvous, чтобы не пропустить полезные лекции.

Читайте также:  Краски масляные сонет в Санкт Петербурге

Источник

Мужские и женские цвета

В результате хроматического анализа цветовой семантики осталось представить лишь полную совокупность цветов в их взаимодействии. Еще раз напомню, что речь здесь также идет только о гендерных аспектах анализа. Ибо каждый из нас в процессе взросления проходит через все цвета спектра. Рассмотрим итоговое становление возможных доминант интеллекта, моделируемых определенными цветами.

Итак, в социальном плане, то есть в общественной жизни, при нормальных условиях существования, по-видимому, женским интеллектом «царственно правит» пурпур ее сверхсознания. Это доказывается прежде всего вечной природной целеустремленностью женщины к «предназначенности», то есть к воспроизведению другого в себе, а следовательно, и в мире.

Иначе остается необъяснимой извечная потребность юных девушек найти возлюбленного (мужа) и родить от него ребенка. Ведь, как рассуждают некоторые женщины, этот ребенок еще в чреве ее превратит очаровательную девичью фигуру в нечто невообразимое – даже в мифологии. То есть солнечная светоносность ее девичьего тела померкнет. После же рождения ребенка голубизна ее мечтательности свяжется с материнскими заботами, кормлением, уходом и т. п. Таким образом, пурпур сверхсознания доминирует в женском интеллекте над солнечной желтизной бессознания и романтической голубизной подсознания в обычных условиях существования.

Пабло Пикассо. Женщина с желтыми волосами, 1931

Спрашивается, может ли в этих же условиях у девушки доминировать красное бессознание, зеленое самосознание или фиолетовое подсознание? Прежде всего здесь возникает проблема либидозности ее солнечного бессознания.

Активность своего красного бессознания – в экстремуме либидозного влечения – она не может проявить прежде всего в силу гормональной и, безусловно, социальной составляющей (при ее активности партнер для устойчивости образующейся системы будет проявлять пассивность, то есть станет голубым). Как мне кажется, эта невозможность наиболее наглядно проиллюстрирована Маяковским:

В кровавом поте,

Тело безумием качаю.

В голубом капоте,

Я давно вас ждала.

Не хотите ли стаканчик чаю?»

Не зря же все источники информации говорят о семантической близости «женщины» и «ожидания». Не зря же белый танец – исключение из правил. Впрочем, как и лесбиянство, к которому ведет красное либидо.

Пабло Пикассо. Акробат, 1930

Голубое подсознание романтической девушки, правда, способно подняться до сине-фиолетовых тонов мужского подсознания в каком-либо виде творческих исканий (дневники, бизнес, наука, искусство). Но здесь возникает замыкание ее желтого бессознания на собственное подсознание, что и именуется синим чулком. Как следует из статистических данных рождаемости, этот случай все чаще и чаще наблюдается в практике западных культур. На Востоке это невозможно в силу предписаний Корана (зеленый – цвет Магомета – цвет мужчин, но не женщин). Иначе говоря, если на Востоке абсолютно ничего не противостоит в женском интеллекте ее пурпуру, то на Западе зеленое женское самосознание и появляется как оппозиция естественному предназначению женщины. Ибо считать, что цель человечества – делать деньги, может, по-видимому, только верующая в доллар, а не в Бога.

Какая же доминанта существует в социальном плане, то есть в общественной жизни при нормальных условиях существования, у мужчины? О детях, как известно, они не задумываются. Красная же их активность и воинственность нередко вполне уживается с фиолетовыми увлечениями типа фанатизма болельщиков, творчества. Маловероятно, чтобы в обоих этих случаях доминировало их зеленое самосознание. Ибо вряд ли пошел бы мужчина на зимнюю рыбалку, если бы сознавал всю ее никчемность даже по отношению к собственному духу.

Михаил Фокин в балете «Призрак Розы», 1914

Вместе с тем у мужчины нет той природной предназначенности, которой Бог наделил женщину. И лишь благодаря красно-либидозному влечению его бессознания он находит себя в женщине (рыцарство), покорить которую ему удается с помощью фиолетово-творческого подсознания. Если бы у мужчины доминировала зелень самосознания, то вряд ли он стал бы иметь дело с женщиной (популярные рассуждения – семья, дети, потеря свободы и т. п.). Да и сегодняшние примеры практики семейного консультирования свидетельствуют об этом: мужчины, «приобретающие» жену с помощью зелени самосознания, оказываются глубоко несчастными, ибо с неизбежностью возникают проблемы потенции.

А может ли мужчина приобретать цвета женских компонентов интеллекта? К примеру, может ли он восторгать окружающий мир «солнечностью» своего телесного облика? Маловероятно. Во-первых, для этого мужчине требовалось бы тщательно отбелить свое «красно-коричневое» тело, обрить волосы на лице и на груди, чтобы как-то напоминать хоть что-то, а не «голую обезьяну». Теорию «голых обезьян» вспоминать не будем. Речь здесь идет о том, что бессознательный образ обнаженной женщины – в отличие от обнаженного мужчины – заложен в нас уже с грудным кормлением.

Во-вторых, если бы мужчина мог без уголовного наказания предстать перед социумом обнаженным, то это уже были бы экстремальные условия (культы плодородия древних, групповой секс или мужской стриптиз сегодня), и ему пришлось бы доказать свою мужественность. Но эрекция как раз и определяется беси подсознанием мужчины, что также принципиально исключает роль женственно-желтого подсознания в его интеллекте.

Леон Бакст. Эскиз костюма Призрака Розы

И наконец, в-третьих. Как мне кажется, теория Юнга (о коллективных представлениях) прежде всего включала архетип Великой Матери и лишь в силу теоретически предполагаемой дополнительности указывала на архетипическую роль Отца. Да и на мужском стриптизе появляются преимущественно бизнес-леди с их – смещенным в зеленое – сознанием, поскольку отрицательное отношение женщин к обнаженности мужчин констатировалось практически во всех культурах мира. Зеленое же, как утверждают все теории цветовой гармонии, никак не может быть гармоничным рядом с желтым, ибо оно требует или пурпура власти, или красного секса, что также исключает желтое проявление мужчины.

Как желтый, так и голубой цвет женственного подсознания не свойственен мужскому интеллекту. Ибо, как отмечает Г. С. Васильченко, потребность в вербальной и тактильной нежности характерна лишь для женской сексуальности и чужда подавляющему большинству молодых мужчин.

Гениальные исключения внешней антипатии к голубому составляют творцы. О пурпурном цвете римских императоров речь шла выше. Здесь же остается лишь добавить, что пурпур полностью уничтожает зелень мужского самосознания в максимуме их энтропийного взаимодействия. А это не дает практически никаких шансов на нормальное взаимодействие с женскими цветами. Теория же патологии в хроматизме не анализируется в силу исключения из правил.

Читайте также:  Суперосветляющий платиновый блонд 111

Все это, разумеется, относится к нормальным брачным отношениям и никак не предполагает взаимосвязи партнеров, например, в «белом браке». И безусловно, всегда следует помнить, что гендерный характер цветовой семантики в исключительных случаях (15 %) может создавать инверсные распределения интеллектуальных компонентов обоих партнеров для создания динамически устойчивой гомеостатической системы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Женские тексты и открытие Я

Женские тексты и открытие Я При литературоведческом, а не источниковедческом взгляде на предмет происходящие в мемуаристике XVIII века процессы получают несколько иную интерпретацию: те трансформации, которые можно наблюдать в автодокументальных текстах со средины века,

Женские образы в христианстве

Женские образы в христианстве Нелишним будет еще раз рассмотреть ключевые женские персонажи христианской религии: Ева, Дева Мария и Мария Магдалина.Христиане часто утверждают, что в их религии нет дискриминации по половому признаку, приводя в пример Богоматерь,

Женские прихоти не исполнишь

Женские прихоти не исполнишь На сию пословицу получена мною сказочка, где писатель утверждает, что основанием своим она имела следующие причины.Когда был обычай, что девицы запиралися в терема и до дня замужства их никто не мог их видеть: в сие время один из среднего

Источник

Различия восприятия цвета у мужчин и женщин

Мы привыкли, что женщины стараются окружить себя яркими сочными красками, испытывая явную симпатию к цветовому разнообразию не только в одежде, но и в интерьере. А представители сильного пола смотрят на это многоцветье с недоумением, а то и с ужасом, отдавая предпочтение тусклым и темным оттенкам.

С чем это связано? С культурными традициями, такими как обычай одевать новорожденных мальчиков в голубой, а девочек в розовый цвет? Или различия в отношении к цвету между мужчинами и женщинами носят более глубокий психофизиологический характер? Давайте разберемся.

В чем проявляется различие мужского и женского цветовосприятия

Многие представительницы прекрасного пола твердо уверены, что их партнеры-мужчины вообще не различают многих цветов, то ли из-за несовершенства зрения, то ли из-за природной лени и нежелания разбираться в оттенках. Им так проще. Как показали исследования, проведенные в различных странах, женщины во многом правы, и мужчины воспринимают цвета несколько иначе, чем они.

  • Мужчины обращают внимание преимущественно на яркие и чистые цвета, игнорируя оттенки. А для женщин, наоборот, именно оттенки важнее и интереснее. Например, из вариаций одного цвета мужчины выберут зеленый, а женщины – салатовый; представители сильного пола предпочтут красный, а дамы обратят внимание на бордовый.
  • Мужчины предпочитают монохромность или сочетание цветов, расположенных в спектре рядом. А еще для них привлекательны черный и оттенки серого. Женщины более серьезно относятся к подбору цветов и их сочетаемости и более чувствительны к явлению цветовой гармонии, выбирая сочетания дополнительных цветов, неприемлемые для мужчин. Например, оранжевого и фиолетового или желтого и синего.
  • Несмотря на демонстративное предпочтение к синему цвету, мужчины видят окружающий мир в оттенках теплой части спектра. В траве для них больше салатового и желтого, а в апельсине – красного. Возможно, поэтому женщина в красном платье привлекает их внимание и кажется сексуальнее, чем, например, в зеленом.
  • Мужчины намного меньше, чем женщины, придают значение цвету как характеристике вещи. Он для них совершенно непринципиален, тогда как дамы и автомобиль могут выбирать в тон сумочке.
  • Мужчины чаще, чем женщины, страдают от такой патологии зрения, как дальтонизм. Хоть абсолютное неразличение цветов встречается очень редко.

Однако сказать, что все представители сильного пола обладают плохой цветочувствительностью, нельзя. Скорее их восприятие цвета целесообразно, то есть связано с задачами и целями деятельности. Достаточно вспомнить великих колористов эпохи Возрождения, абстракционистов и импрессионистов, которые сделали цвет и свет главными героями своих картин, современных художников гиперреалистов, способных подмечать мельчайшие нюансы и оттенки цвета. И большинство из этих художников мужчины. Целеустремленность позволила им значительно развить свои способности цветовосприятия.

Однако нужно признать, что основная масса мужчин все же плохо разбирается в цветах, и они искренне не понимают, чем бордовый отличается от вишневого, а цвет морской волны от зеленого. Причин различий мужского и женского цветовосприятия несколько.

Психофизиологические причины

Гормоны

То, что мужской организм устроен иначе, чем женский, очевидно. Но это касается не только репродуктивной системы и особенностей фигуры. Различия более глубокие, и они затрагивают практически все системы организма, в том числе рецепторную. Так, у мужчин несколько иначе функционируют зрительные рецепторы и обрабатываются сигналы в зрительном отделе головного мозга.

В сетчатке нашего глаза находятся два вида чувствительных нервных клеток:

  • палочки, отвечающие за сумеречное зрение и различение оттенков серого;
  • колбочки, которые активны в дневное время, от них зависит наше восприятие цвета.

Оказалось, что у женщин колбочек больше, чем у мужчин и, соответственно, выше цветочувствительность. Зато у мужчин больше палочек, поэтому они лучше видят в темноте и различают больше оттенков серого цвета. Эта особенность, видимо, сформировалась в процессе эволюции и досталась представителям сильного пола от их предков – охотников и воинов.

Различия в устройстве рецепторов нашли отражение и в особенностях зрительного отдела головного мозга, который у мужчин принимает меньше сигналов, связанных с цветочувствительностью и, соответственно, эта способность у них менее развита.

Есть и другие отличия зрительного восприятия, с цветочувствительностью связанные лишь частично:

  • Мужчины дальнозорки, но у них туннельное зрение, то есть они хорошо видят вдаль, но сектор обзора у них небольшой. Тогда как у женщин зрение периферическое, причем угол бокового зрения может достигать 180° (в норме 90°), тогда как у мужчины не превышает 45°.
  • Представители сильного пола способны быстро увидеть картину целиком и оценить обстановку, тогда как женщина отвлекается на детали, нюансы, оттенки, и внимание ее рассеивается. Эта особенность тоже вполне объяснима с точки зрения эволюции человеческого сообщества. Мужчина-охотник и воин должен сосредотачиваться на цели, быстро выделять наиболее важный и значимый объект, не отвлекаясь на малозначимые раздражители.

Гормональные особенности

Как известно, степень брутальности, мужественности зависит от количества мужского полового гормона тестостерона. Как показали исследования американского профессора Израиля Абрамова, именно тестостерон во многом определяет особенности мужского цветовосприятия. Его воздействие на кору головного мозга приводит к формированию иных, чем у женщин, нервных связей. Причем это касается работы всех органов чувств: женщины обладают более чутким слухом, в том числе музыкальным, лучше различают запахи и вкусы.

Читайте также:  Код краски для toyota avensis

Таким образом, получается, что чем более брутальный мужчина, чем выше у него уровень тестостерона, тем меньше цветовых оттенков и нюансов звука он различает. Возможно, именно поэтому у многих выдающихся художников и музыкантов были проблемы с личной жизнью, да и представители нетрадиционной ориентации среди них встречаются часто.

Есть и еще одно предположение. Ряд исследователей считают, что имеется особый ген, отвечающий за цветовое зрение, и расположен он в X-хромосоме. Их у женщин две, а у мужчин только одна, поэтому и способность к различению оттенков цвета у них менее выражена.

Гендерные и культурные особенности

Говоря о различиях в восприятии и оценке цветов мужчинами и женщинами, не стоит забывать, что отношение к цвету как к атрибуту вещи формировалось в течение даже не столетий, а тысячелетий под влиянием многих факторов.

И часто именно культурные традиции определяют некоторую противоречивость цветовых выборов мужчин. Объективно, с точки зрения психофизиологических и генетических особенностей, представителям сильной половины человечества должны нравиться яркие цвета, в первую очередь красный. Но традиции, сложившиеся в современном мире, мягко говоря, не поощряют увлечение мужчин красным цветом. Сложившиеся в обществе нормы предписывают им выбирать более темные, «скромные» и «солидные» оттенки. Да и вообще, не пристало мужчинам слишком много внимания уделять цвету вещей.

Такое отношение формируется с детства. Достаточно посмотреть на расцветки подростковой одежды. На мальчика старше 5-6 лет очень сложно найти что-то яркое, светлое, жизнерадостное. Не принято мужчинам одеваться ярко.

Но нашему организму, неважно, мужскому или женскому, для позитивного настроя необходимо красочное разнообразие. Цветовые «витамины» нужны и для лучшего физического самочувствия, и для здоровья нервной системы. Иначе возникнет опасность «цветового голода», а с ним и мрачное, угрюмое, подавленное настроение.

Источник

Девочки — в розовом, мальчики — в голубом: цветовые маркировки гендера

Некоторые родители выбирают для девочек предметы интерьера, одежду, игрушки розового цвета, так как это принято в обществе. Однако нет подтверждений того, что ребенок женского пола тяготеет к оттенкам красного. Одна из попыток доказать это была предпринята учеными из Ньюкаслского университета в работе «Биологические компоненты половых различий в предпочтении цвета». В нем приняли участие 208 участников (в возрасте от 20 до 26 лет) из двух «популяций» — британцев и ханьских китайцев с материковой части. Авторы обнаружили, что существуют потенциальные различия в мозге мужчин и женщин, а это означает, что способ кодирования цвета мозгом различается . Женщины обращают внимание на более красные объекты, которые выделяются на фоне. «Как собиратель, самка также должна быть больше осведомлена о цветовой информации, чем охотник. Это требование проявляется в большей уверенности в предпочтениях женщин по цвету. Альтернативным объяснением эволюции трихроматии (цветового зрения) является необходимость различать тонкие изменения цвета кожи из-за эмоциональных состояний и сигналов», — говорится в исследовании. Однако его выводы и методы исследования все же считают спорными, и нет взаимосвязи между опытом собирательства в прошлом и современностью.

Позднее в большом исследовании детям в возрасте от 7 месяцев до 5 лет предлагали восемь пар предметов и просили выбрать одну. В каждой паре один из предметов всегда был розовым. К 2 годам девочки выбирали розовые предметы чаще, чем мальчики, а к 2,5 годам они стали значительно предпочитать розовый цвет другим цветам. В то же время мальчики все чаще избегали розового цвета.

Эти результаты показывают, что половые различия в предпочтении маленькими детьми розового цвета связаны как с возрастающим влечением к розовому цвету у девочек, так и с частым отказом мальчиков от розового. Это время, когда малыши начинают осознавать свой пол, говорить о нем и понимать, что отличает мальчика , а что — девочку. Как и взрослые, даже очень маленькие дети хотят идентифицировать себя со своей группой, в данном случае с помощью цвета. Однако до 2 лет особых предпочтений по цветам у мальчиков и девочек не наблюдалось.

Выбор цвета в соответствии с гендером во многом связан с особенностями социокультурной среды, а не с биологическими различиями в цветовом восприятии у мужчин и женщин

Иногда розовый служит некой социальной подписью, которая «дает разрешение» девочкам участвовать в таких делах, которые считались прерогативой мальчиков. Но как показывает пример с «естественно-научной» Барби, розовый часто вызывает покровительственное отношение: вы не можете заставить женщин проявлять интерес к науке и технике, если только не свяжете эти предметы с «локонами и помадой» или не покажете их — в идеале и буквально — в розовом цвете.

Как эти стереотипы используются в маркетинге

Детские игрушки часто делятся на игрушки для мальчиков или девочек по цвету. В исследовании о влияния цвета на восприятие взрослым участникам показывали размытые изображения детских игрушек, где единственной видимой особенностью, которую можно было распознать, был цвет. В целом участники разделили предметы на игрушки для девочек и мальчиков в зависимости от видимого цвета изображения.

Это активно применяют в маркетинге. Например, компания Lego использует розовый цвет, чтобы специально рекламировать некоторые наборы для девочек, а не для мальчиков. Классификация игрушек для девочек и мальчиков на Disney Store также использует цветовые ассоциации для каждого пола. Анализ использованных цветов показал, что игрушки красного и черного цвета «только для мальчиков», а игрушки пастельных тонов, такие как розовый и фиолетовый, классифицируются как «только для девочек».

Гендерные различия в цветовых ассоциациях также можно увидеть среди взрослых. Различия были отмечены среди участников мужского и женского пола, где представители обоих полов не пришли к согласию по поводу того, какие пары цветов им нравятся больше всего. Мужчины и женщины также не пришли к единому мнению насчет того, какие цвета следует классифицировать как мужские и женские — на самом деле каждый человек имеет свои вкусовые предпочтения, а «гендерные цвета» — это негласные социальные установки.

Источник