Основные цвета. Желтый.
Название красок в акварели. В художественной школе сразу запоминается слово «охра», остальное с трудом. Я их до сих пор путаю. Повторение — мать учения).
«В обыденной жизни человек обходится называнием двух-трех десятков цветов. Художники оперируют уже двумя (в среднем) сотнями наименований красок и оттенков. Но многоцветие природы бесконечно. Осваивая цвет, литература обходилась вначале основными немногочисленными красками: небо могло быть синим, голубым, лазурным, серым, черным; рассвет — алым или золотым. В XIX веке с расцветом реализма литература стремится к точному правдоподобию, и вот у мастеров пейзажа заря становится винно-пурпурной, лимонной, серебряно-зеленой; выясняется, что небо бывает едва ли не любых цветов, тени оказываются не только серыми и черными, но и сиреневыми, синими, бурыми.
Поскольку все искусства косвенно, но неразрывно связаны между собой, образуя единый культурный макрокосм, можно увидеть, что в освоении и использовании цвета литература идет вслед за живописью. XX век породил новые условные формы живописи, и следом в литературе появились «медные небеса», «латунная планка рассвета», «красный туман», «синяя крона», «малиновый ствол» и т.д.
Цвет в современной литературе как правило условен, резок, силен, экспрессивен. «Зеленое небо», «черная вода», «красные глаза». Автор не столько следует правде жизни, сколько добивается зрительной выразительности, художественной эффективности фразы. Наблюдается своего рода неопримитивизм: что угодно может быть какого угодно цвета: лицо — «коричневое», «серое», «голубое», «зеленое»; прорубь — «фиолетовая», «синяя», лужа — «оранжевая», «серебряная». Цветовая деталь делает описываемое не только зримым, но и броским, несколько неожиданно-непривычным, а потому воздействующим на воображение.»
Из работы М. Веллера «Технология рассказа». http://www.sochinitell.ru
Азиатский, бледно-желтый, грушевый, горчичный, голденрот, грязно-желтый, золотистый, золотой, избура-желтый, иззелена-желтый, искрасна-желтый, канареечный, кремово-желтый, кукурузный, лимонный, льняной, медно-желтый, монголоидный, нежно-желтый, одуванчиковый, оранжево-желтый, охристо-желтый, палево-желтый, песочный, поносный, рептильный, рудо-желтый, серно-желтый, соломенный, солнечный, табачно-желтый, трокадеро, цвета желтка, цвета лимона, цвета одуванчика, цвета песка, цвета соломы, цвета солнца, цвета шафрана, цвета яйца, цвета янтаря, шафрановый, яичный, янтарный.
Этимология. (Викисловарь)
Происходит от праслав. *žьltъ, от кот. в числе прочего произошли: русск. жёлтый, укр. жо́втий, болг. жълт, сербохорв. жу̑т, ж. жу́та, словенск. žȏlt, ж. žólta, чешск. žlutý, словацк. žltý, польск. żółty, в.-луж., н.-луж. žołty. Праслав. *žьltъ родственно лит. gel̃tas «желтый», латышск. dzęlts – то же, др.-прусск. gelatynan – то же, греч. χόλος, χολή «желчь», лат. fel (род. п. fellis) «желчь, желчный пузырь» (древняя основа на -n), др.-в.-нем. galla «желчь». од. п. fellis «желчь, желчный пузырь» (древняя основа на -n), др.-в.-нем. galla «желчь». Ср. еще желна́, желчь. С рефлексом др. задненёбного сюда же относится группа слов зо́лото, зелёный. Из праиндоевр. *ghel- «жёлтый, зелёный». Использованы данные словаря М. Фасмера;
Алебастровый – бледно-желтый с матовым оттенком.
Аполлон – ярко-золотой.
Бискр – цвета желтоватой кожи для обивки мягкой мебели.
Джало санто – желтый, полученный из незрелых ягод крушины или жостера.и
Камелопардовый – желтовато-коричневый.
Нефритовый – насыщенный золотисто-жёлтый, как некоторые сорта чая.
Последний вздох жако – желто-рыжий. Возможно, потому, что перед смертью глаза попугая жако желтеют.
Плавый – светло-желтый. У Даля – изжелта-беловатый, бело-желтый, соломенного цвета.
Райской птицы – соломенный.
Сюрприз дофина. Он же – цвет детской неожиданности. По легенде в Париже принялись красить ткани в цвет обделанных пеленок после того, как Мария Антуанетта продемонстрировала придворным своего только что рожденного двухчасового сына, который перед ними «оскандалился».
Трокадеро — оттенок желтого.
Флорентийский – жёлтый с бронзовым отливом.
Чесучовый – цвета чесучи, желтовато-песочной шелковой ткани.
Юфтевый – желтовато-светло-коричневый. Цвет юфти был широко распространен в первой четверти XIX века.
http://eregwen.livejournal.com/115125.html
(ссылка с отличной подборкой цвета и красок по алфавиту, списком. Да и вообще очень интересный блог)
Неаполитанская желтая.
В XVII в. чаще применяли свинцово-оловянную либо неаполитанскую желтую (нем. Neapelgelb). Эта краска была известна в Италии еще в XV в. под названием giallolino (итал., «желтая цвета льна»). Ее добывали поблизости от Везувия, из вулканических пород, содержащих минерал гётит (окись железа с кварцем). Гётит (нем. Goethit), иначе «игольчатая железная руда», минерал красно-бурого цвета, назван в честь немецкого поэта и естествоиспытателя Й. В. Гёте, давшего его описание. Тон неаполитанской краски мягок, от охристо-золотистого до розоватого; ею обычно писали обнаженное тело – карнацию «телесный цвет». Искусственным способом неаполитанскую желтую приготавливают из азотно-свинцовой соли и сурьмы. Гидрат окиси железа (гётит) входит в состав охр. С 1809 г. применяется «кассельская желтая» (от наименования немецкого г.Касселя), состоящая из хлористых соединений свинца. Лимонного тона «минеральная желтая» краска получается из соединений серы и окиси ртути.
Краску, близкую по составу неаполитанской желтой, используют в росписи фарфора, фаянса и стекла. Интенсивные лимонно-желтые пигменты производят из солей бария, цинка, свинца, сернистого кадмия, стронция.
Раушгельб.
(нем. Rauschgelb, от Rausch – «опьянение, упоение» и gelb – «желтый») – желтая краска, интенсивного, насыщенного тона. По химическому составу – двусернистый мышьяк.
Ядовита. Отсюда название, появившееся в Средневековье. В античности такая краска известна под названием аурипигмент, или арреник. На Руси – желть, каменка, ледцанка, рахгиль, или ражгиль (искаж. раушгельб). Близкое название – реальгар.
Интересная деталь.
1. Жёлтый цвет символизировал Китай и китайского императора. Китайские простолюдины в прошлом не имели права одеваться в жёлтое, поскольку это был цвет правящей династии.
Был символом мудрости и просвещенности. (Wikipedia)
2. В системе тональностей соответствует ноте «ми», достаточно высокой, но не самой звонкой.
_________________________________________________
Я вас очень прошу, если у вас есть информация более подробная, интересные заметки про цвет, может быть, какие-то цитаты из художественной литературы (ну так бывает, читаешь — оп! а там про цвет интересно так завернул автор; вазу, одежду, рассвет, состояние описал) присылайте сюда в каменты, занимательно до жути.
Источник
Краска неаполитанская что это
January 9th, 2010, 03:19 am
УКРЫВИСТОСТЬ, КРОЮЩАЯ СПОСОБНОСТЬ — свойство краски закрывать сплошным слоем поверхность обрабатываемого предмета. Чем тоньше требуется слой краски, чтобы закрыть первоначальную поверхность предмета, тем больше кроющая способность, и наоборот. При хорошей У. требуется меньше краски …
Белила цинковые (Zink White).
Окись цинка — ZnO. Удельный вес 5.6, относятся к тяжелым краскам.
Впервые стали известны примерно в середине 19 века.
Безвредны в производстве и в работе.
Не темнеют от воздействия сернистых соединений, устойчивы а смесях и светостойкие.
Недостатки в масляной живописи — менее укрывисты, чем свинцовые или титановые белила.
Очень медленно сохнут — свыше 2 недель. Это загрязняет живопись и ослабляет прочность красочного слоя. Для ускорения высыхания вводят немного кобальтового сиккатива (до 5%).
Частично вступают в реакцию с маслом, образуя цинковое мыло, что уменьшает прочность красочного слоя.
Пигмент цинковых белил применяется во всех видах красок — масляных, акварельных, гуашевых, темперных и акриловых.
Белила свинцовые (Lead White).
В настоящее время почти не производятся даже в профессиональных красках.
Были известны еще до нашей эры.
Смесь минералов — 2PbCO3 + Pb(OH)2. Удельный вес 6.5 — очень тяжелый пигмент.
Производство сухих свинцовых белил очень вредно. Длительная работа с ними тоже вредна.
Масляные свинцовые белила обладают большой кроющей и красящей силой (укрывистые).
Не изменяются на свету, устойчивы к атмосферным воздействиям.
Дают хороший эластичный слой, не склонный к растрескиванию.
Высыхают быстро, за 2 — 3 суток.
Недостаток — потемнение от сернистых соединений (в частности от сероводорода). Могут давать потемнение или высветление цвета в смесях с некоторыми красками.
Белила свинцово-цинковые (Zink-Lead White).
В настоящее время редко встречаются даже в профессиональных красках.
Смесь цинковых и свинцовых белил — примерно 1-2 весовые части цинковых и 1 часть свинцовых белил.
Недостатки обоих белил как бы взаимно уменьшаются.
Источник
Неаполитанская желтая
В начале 1970-х в одной старинной немецкой аптеке неподалеку от Дармштадта обнаружили целую коллек ц ию стеклянных бутылочек и баночек с загадочным содержимым. Там были простые круглые баночки из-под джема, чернильные сосуды и крошечные парфюмерные флаконы с притертыми пробками. Все были подписаны каллиграфическим почерком, и все же определить, что именно в них хранилось, было непросто. Порошки, смолы и жидкости назывались незнакомыми, диковинными словами вроде Virid aëris, Cudbeard Persia и Gummi Gutta. Проведенный в Амстердаме лабораторный анализ показал, что находка представляет собой набор пигментов, бывших в ходу в 19 веке. В одном из сосудов с заковыристой подписью Neapelgelb Neapolitanische Gelb Verbidung dis Spießglaz, Bleies держали неаполитанскую желтую.
Владелец этих красок до сих пор неизвестен, но к тому моменту, когда баночки были припрятаны, дни неаполитанской желтой на почетном месте среди базовых цветов художественной палитры были почти сочтены. Как правило, неаполитанской желтой называют краску бледно-желтого цвета с еле заметным красноватым подтоном, приготовленную из свинца и соли сурьмяной кислоты. Впервые она упоминается в научном труде о фресках, написанном на латыни между 1693 и 1700 годами иезуитом и барочным художником Андреа Поццо. Он именует желтый пигмент luteolum Napolitanum: возможно, это название уже было распространено в его время, либо это он так удачно ввел его в оборот. В начале 18 века сочетание giollolino di Napoli попадается в книгах и рукописях все чаще и вскоре обосновывается и в английском языке.
Неаполитанская желтая ценилась за оттенок и меньшую капризность в работе, в сравнении с хромовой желтой, но все-таки была далека от идеала. Джордж Филд одобрительно отзывался о ее «приемлемом качестве», плотности, «приятном, светлом, теплом оттенке желтого», но признавал, что пигмент имеет серьезные недостатки. Во-первых, без надлежащего покрытия он «темнел едва ли не до черноты во влажном и грязном воздухе», а кроме того, он ни в коем случае не должен был соприкасаться с железными или стальными художественными инструментами. Для его смешивания, растирания и наложения Филд рекомендовал использовать лопатку из слоновой кости или рога.
Долгое время вопрос о том, откуда взялась неаполитанская желтая, был открытым, и тайна возбуждала интерес к краске так же, как загадка, стоящая за набором из Дармштадта. Большинство людей — включая Филдинга в 1835-м и Сальвадора Дали в 1948-м — полагало, что ее добывали у Везувия. На самом деле, антимонат свинца — один из старейших синтетических пигментов. (Его изготавливали еще древние египтяне, судя по всему обладающие серьезными знаниями и умениями, поскольку исходное сырье для неаполитанской желтой — оксид свинца и оксид сурьмы — тоже получают химическим путем). Однако краска была популярна и по другой, более практической причине: вплоть до начала двадцатого века в мире не существовало надежного желтого пигмента, за исключением, разве что, желтой охры, которая все равно имела грязновато-коричневый оттенок. Неаполитанская желтая была буквально лучшей среди худших и, несмотря на все минусы, оставалась незаменимой для многих художников. В 1904 году постимпрессионист Поль Сезанн, изучавший краски на палитре приятеля-художника, был поражен, не увидев на ней привычного цвета. «Вы что, рисуете только этим? — воскликнул он. — А где неаполитанская желтая?»
Источник
Масляные краски (часть 1)
Классика живописи – масляные краски. Это именно тот художественный материал, с которого следует начинать расширение ассортимента в сторону материалов для творчества.
Широкое применение в Европе масляная живопись получила в начале XV века благодаря искусству нидерландского живописца Яна ван Эйка.
В конце XX века рисование маслом получило широкое распространение как хобби, чему способствовало появление техник в стиле «сделай сам», как, например, техника рисования Боба Росса.
Как следует из названия, масляные краски — это краски на основе растительных масел, органических и неорганических пигментов и наполнителей. Применяются в живописи или для окраски деревянных, металлических и других поверхностей, в зависимости от вида краски.
Давайте подробнее рассмотрим основную палитру масляных красок:
Белила Цинковые.
Оксид цинка — ZnO
В производстве и применении с 1849 года.
По своему составу представляют собой окись цинка ZnО.
Светостойкая краска.
Цинковые белила зрительно, имеют более холодный тон и воспринимаются как чистый белый цвет, что также играет немаловажную роль в смесях.
Они полупрозрачные, что позволяет использовать их при лессировочных работах, написании тумана, дождя и т.п.
Но данные белила имеют и ряд недостатков: очень медленно сохнут в сравнении с другими красками (за это время на работу может налипнуть пыль, которую впоследствии невозможно удалить), менее укрывисты (что может являться также и плюсом), желтеют в темноте (хотя и могут восстанавливаться под воздействием света, но яркий свет может быть губителен для остальных красок, использованных в картине).
Разочарование в цинковых белилах привело меня к полному отказу от них в пользу титановых, возможно это явление временное, однако как я узнала позднее, многие знакомые художники не используют цинковые белила в своей работе, а некоторые даже не знают об их существовании.
Кадмии жёлтые.
Сернистый кадмий – CdS
Укрывистая, светостойкая краска.
Краска, достойная занять место в палитре каждого художника.
Отличается высокой чистотой и интенсивностью и даже после высыхания не меняет своего первоначального цвета.
Имеет несколько производных, таких как Кадмий жёлтый светлый, Кадмий жёлтый средний, Кадмий жёлтый тёмный.
В смесях с синими пигментами кадмии дают возможность получить гамму зеленых красивых оттенков. Рекомендуется разбавлять ореховым маслом.
В смесях с ультрамарином, краплаком фиолетовым и Ван-Диком, высветляет их.
Склонны к размыванию в стареющей пленке, в смесях кадмиевых красок с кобальтовыми, марганцевыми, волконскоитом, ультрамарином и охрой светлой.
Чернеют при смешении с красками на свинцовой основе.
Изменяют цвет в смесях с красками, содержащими окислы железа (охрой, сиеной и другими).
Совершенно бесполезны смеси со стронциановой желтой, приводят к грязновато-зеленоватому цвету.
Кадмий лимонный
Сульфид кадмия — CdS
Укрывистая краска, средней светостойкости, из-за чего имеется немало противников его использования.
В тоже время, это самый яркий оттенок желтой, имеющий при этом холодный оттенок.
Лимонный кадмий, полученный правильным способом, при достаточно высокой температуре становится более стойким, и использование его приобретает оправдание.
В таком случае его можно смешивать со всеми красками, применяемыми в настоящее время художниками.
Совершенно бесполезны смеси со стронциановой желтой, они приводят к грязновато-зеленоватому цвету.
Стронциановая желтая.
Хромовокислая соль стронция — SrCrО
Краска лимонно-желтого цвета. Укрывистая, непрозрачная краска. Относится к малосветостойким.
На свету зеленеет, меняет цвет в смеси с кобальтом синим, ультрамарином, неаполитанской желтой и свинцовыми белилами.
Благодаря появлению других красок, не является обязательной и необходимой в палитре современного художника.
Охра светлая, Охра желтая и Охра золотистая.
Гидрат окиси железа с примесью глины.
Светостойкие, полупрозрачные, относятся к лессировочным краскам.
Охра светлая имеет желтый цвет холодного тона, слабой цветовой насыщенности, охра золотистая имеет более теплый тон и землистый оттенок.
К недостаткам относится возможная неоднородность тона в корпусных мазках, вследствие длительного высыхания, а контакт с металлом может привести к небольшому позеленению красок.
Не рекомендуется смешивать с краплаком фиолетовым, золотисто-желтой ЖХ и с Ван-Диком.
В смесях с ультрамарином высветляется с изменением тона.
Смеси с марганцевыми и ультрамарином происходит изменение цвета и высветление.
Смеси с кадмиями — желтым, светлым, средним и темным, приводят к изменению цвета последних.
Сиена натуральная.
Отличается от охры большим содержанием гидрата окиси железа, кристаллизационной воды и глинистых включений.
Светостойкая, укрывистая, полупрозрачная краска.
Имеет желто-коричневый цвет.
Коричневый оттенок особенно выявляется при корпусном нанесении, в том же случае сиена темнеет. Желтизна же более заметна в тонких накрасах.
При добавлении лаков и разбавителей становится мутной.
При пастозном нанесении, из-за длительного высыхания краски, возможно образование просветов и пятен.
В смесях с ультрамарином высветляется с изменением тона.
Не рекомендуется смешивать с марганцевыми и ультрамарином (из-за изменения цвета и высветления), а так же с краплаком фиолетовым, золотисто-желтой ЖХ и с Ван-Диком.
Смеси с кадмиями — желтым, светлым, средним и темным, приводят к изменению цвета последних.
Марс жёлтый, он же желтый прозрачный.
Гидрат окиси железа с включением минерала гидрогематита и органических веществ.
Лесировочная, быстросохнущая, светостойкая, прозрачная краска.
Имеет темно-желтый цвет, сравнимый с цветом цветочного меда, в корпусных слоях приобретает коричневый оттенок.
Дает бархатистый тон окраски.
При длительном воздействии солнечных лучей, склонна к потемнению.
Не рекомендуется смешивать земляные краски с марганцевыми и ультрамарином (из-за изменения цвета и высветления), а также с краплаком фиолетовым, золотисто-желтой ЖХ и с Ван-Диком.
Неаполитанская желтая
По составу представляет собой соединение сурьмяной кислоты с окисью свинца.
Укрывистая, среднесветостойкая краска, медленно сохнет.
В живописи незаменима при написании оттенков тела.
Цвет краски светло-желтый с золотистым оттенком, разбеленый.
Относится к быстросохнущим краскам и ускоряет высыхание других красок.
Как указано во многих источниках, не допускает соприкосновения с железом (темнеет), поэтому непригодна для нанесения мастихинами. Однако это спорный вопрос, ведь современные мастихины изготовлены из нержавеющей стали, и не подвержены окислению.
Так же неаполитанская желтая темнеет при длительном воздействии света, сероводорода и сернистых газов.
На основе свинцовых белил:
Смеси с ультрамарином, капут-мортуумом (светлым и темным), кобальтом синим и фиолетовым, краплаком красным и золотисто-желтой вызывает их потемнение или побурение тона.
Смеси с краплаком фиолетовым, Ван-Диком (порховским), а также с черными красками (в особенности с костью жженой) в случае их смешения в малых концентрациях, менее 1:10, вызывает резкое высветление красок.
Не следует смешивать с красками, приготовленными на органических пигментах.
В смесях с марсом коричневым темным прозрачным и марсом коричневым светлым, кобальтом фиолетовым темным, охрой темной, умброй натуральной, происходит высветление тона красок.
Все эти нарекания в адрес неаполитанской желтой возникают из-за ее состава — 95% свинцовых белил. Однако поскольку свинцовые белила больше не выпускаются современными заводами художественных красок, возникает вопрос – почему не исчезла неаполитанская желтая и на основе чего ее производят? Ответ на этот вопрос мне найти не удалось, если Вам это известно, пожалуйста, напишите мне.
Скорей всего неаполитанская желтая нашего времени не имеет в составе свинца, и мы можем спокойно применять ее в живописи.
Неаполитанская жёлто — палевая.
Светостойкая, укрывистая краска.
Кадмий оранжевый.
Светостойкая, кроющая краска.
Марс оранжевый прозрачный.
Смесь гидроокиси и окиси железа.
В корпусном слое имеет красно-коричневый тон, а в лессирующем — красно-оранжевый.
В разбеле становится оранжевая.
Краска представляет собой пластичную массу, легко разносимую по поверхности холста.
Не рекомендуется смешивать земляные краски с марганцевыми и ультрамарином (из-за изменения цвета и высветления), а также с краплаком фиолетовым, золотисто-желтой ЖХ и с Ван-Диком.
Неаполитанская розовая.
Светостойкая, укрывистая краска.
Ультрамарин розовый.
Полупрозрачная, среднесветостойкая краска, обладающая лессировочными свойствами.
Под воздействием прямых солнечных лучей теряет масляное связующее, фактура высветляется и превращается в осыпающийся порошок.
В смеси с умброй и волконскоитом происходит растрескивание накрасов.
Смесь со свинцовыми белилами, капут-мортуумом, красными кадмиевыми красками, кобальтом синим, а также с краплаками дает побурение тона красок.
С церулеумом, кобальтом зеленым, охрой, умброй, марсом и Ван-Диком, происходит небольшое высветление.
Не допускаются смеси с золотисто-желтой ЖХ и краплаками.
В смесях с железоокисными красками высветляет последние.
Смесь с земляными красками (Архангельская коричневая, Ван-Дик коричневый (порховский), Умбра натуральная и жженая, Сиена натуральная, Охры) ведет к изменению тона и высветлению.
Не рекомендуется смешивать с черными красками в малых пропорциях.
Источник