ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПОРТРЕТОМ В ТЕХНИКЕ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПОРТРЕТОМ В ТЕХНИКЕ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПОРТРЕТОМ В ТЕХНИКЕ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ

Полезные советы от художников, как написать портрет маслом

Люди, желающие научиться рисовать, начинают свою работу с освоения карандашных набросков и эскизов. После переходят на использование цветных материалов.

Советы от художников: как написать портрет маслом и сохранить яркость красок в течение долгих лет

На этом этапе понадобятся советы от художников, как написать портрет маслом или другими красками так, чтобы точно передать оттенки лица натурщика.

Необходимо приобрести подходящий мольберт и подрамник, выбрать холст и кисти, купить краски и растворители.

Выбор холста

Основа масляной живописи — это холст. Хорошие модели делают изо льна, крепят на модульных подрамниках с крепкими клиньями и крестовиной. Материал аккуратно натягивают, его волокна должны располагаться параллельно сторонам деревянной основы. Основные виды холстов:

  • мелко-;
  • средне-;
  • крупнозернистые.

В зависимости от переплетения нитей разделяют три типа: театральный — 2х2 волокна, живописный — 3х3, репинский — 4х4. Поверхность материала должна быть ровной, царапины, вмятины и трещины — это признаки низкого качества товара. Форма холстов может быть квадратной, прямоугольной, круглой или овальной.

Но под последние варианты сложно подобрать подходящие рамки, хотя они интересно выглядят в интерьере небольших комнат.

Разновидности красок

Краски должны быть качественными, хороший портрет невозможно написать дешевыми материалами. Фирмы, которые выпускают подходящие палитры для начинающих и профессиональных художников:

Как сохранить яркость красок портрета в течение долгих лет

  • «Гамма»;
  • «Невская палитра»;
  • «Royal Talens»;
  • «Maimery».

После нанесения на холст краски сохнут до десяти суток. Но полная полимеризация слоя происходит только через год. Для комплекта необходимо купить белила. Обычно художники выбирают титановые, цинковые плохо перекрывают цветные слои.

Производители выпускают множество разнообразных оттенков. Поэтому сложно понять по содержимому тюбика то, как будет выглядеть определенный тон на холсте. Но на упаковке есть специальные обозначения:

  • черный квадрат — покрывающая краска, она полностью покроет холст;
  • наполовину темная фигура — полупрозрачный материал;
  • незакрашенный квадрат — прозрачный;
  • три звезды — масло устойчиво к солнечному свету;
  • две звездочки — средний уровень стойкости;
  • одна — краска выгорает на свету.

Выпускают также масло в виде мелков, но это не пастель.

С их помощью можно полностью наносить рисунок на холст, корректировать картину, написанную обычной краской, или создать фон необычной фактуры. Спустя 10−12 месяцев готовую картину покрывают специальным лаком. Он закрепит масло на холсте, придаст изображению более яркие оттенки.

Подходящие кисти

Художнику понадобятся кисти, но нет идеального набора для каждого профессионала. Придется самостоятельно подбирать подходящие инструменты. Новичкам достаточно приобрести восемь разных моделей:

Советы от художников: как написать портрет маслом

  • лайнер из синтетических волокон — тонкая кисть, которой удобно писать ветви и стебли растений, четкие линии;
  • плоский колонок — необходим для прорисовки мелких деталей;
  • круглая синтетическая кисть — подходит для проработки лепестков и листьев;
  • скошенный инструмент — он позволяет использовать всю плоскость ворса или только его кончик;
  • большой колонок — у этой кисти много функций, она справляется с фоном и мелкими элементами;
  • инструмент с закругленной щетиной — необходима для создания разных фактур;
  • веерная кисть — ее используют для покрытия картины лаком или прорисовки лессировочных слоев;
  • крупный инструмент из натуральной щетины — если его нет в арсенале художника, то можно приобрести обычный строительный флейц.

За всеми кистями необходимо ухаживать. После использования их промывают в растворителе, теплой мыльной воде и заворачивают в бумажный конверт, оставляя отверстия для ворса.

Необходимо дать кисти высохнуть, а без оболочки ее ворс будет топорщиться в разные стороны. Вместо конверта можно использовать специальную мойку.

Она состоит из маленькой емкости, похожей на ведерко. На дно помещают решетку с отверстиями для инструмента. На ручке крепят большую пружину, она удерживает кисти во время очистки. Наполняют кистемойку скипидаром или маслом, оно делает ворс более эластичным. После рисования инструмент промывают в разбавителе, отжимают его тряпкой и опускают в емкость. Он будет находиться в вертикальном положении до следующего применения. Перед использованием кисти ее щетину отжимают.

Основы рисования портрета

Начинающим художникам лучше не работать сразу на холсте. Эскиз наносят на картон, доводят построение до идеала, только затем переносят на конечную основу. Предварительно холст грунтуют или покупают уже прогрунтованным. Затем слоями наносят масло так, чтобы предыдущие мазки перед нанесением следующих просохли не полностью.

Как написать портрет маслом

Сначала выстраивают композицию с учетом линейной композиции. Первыми на холсте должны появиться плечевые линии, затем очертания головы. Для наброска портрета под масляные краски лучше использовать уголь или простой карандаш.

Затем накладывается первый цветной слой, который называется подмалевок. На этом этапе художник использует только два-три тона из всей гаммы масла, он стремится разбить пространство картины на разные области. После этого начинается лессировка, в процессе которой проясняются и уточняются детали лица.

На первом этапе важно правильно определить цвет кожи и волос. Подмалевок наносят на самую большую однотонную область. Это могут быть лоб, щеки, только после этого переходят на прорисовку носа, глаз и губ. Желательно минимально использовать белила. Блики и светлые части лучше писать разбавленным маслом или смешивать несколько оттенков одного цвета.

Художник должен не только максимально точно передать внешние черты натурщика, но и изобразить его характер и настроение.

Работу с маслом лучше начинать после изучения рисования карандашом и цветными сухими материалами — пастелью и сангиной. Затем переходят к использованию акварели и гуаши. Масляные краски хорошо поддаются только умелым мастерам, но при достаточном упорстве ими можно изобразить точный портрет.

Источник

Работа масляными красками портрет

Для того, чтобы написать маслом портрет, необходимо выбрать модель, которая согласна вам позировать на продолжении долгих часов. Работа масляными красками занимает много времени.Затем следует приготовить определенным образом холст или картон. После этого, разведя предварительно краски, можно приступать к работе. Статьи по теме:

  • Как написать маслом портрет
  • Натурщик, холст или картон, грунтовка, уголь, масляные краски, скипидар, кисти, палитра

Инструкция
1 Для работы масляными красками лучше выбрать холст. Если есть желание, в принципе, можно остановить свой выбор на оргалите или фанере. Перед тем, как писать маслом холст (или другой материал) необходимо загрунтовать. Для этого существует специальная грунтовка. Затем полотно надо просушить. Когда грунтовка высохнет можно приступать к работе.
2 Для эскиза под масляные краски лучше выбрать уголь. Работать им необходимо не в полную силу. Достаточно, чтобы рисунок был выполнен в полутонах. Не важно, что эскиз будет светлым. Необходимо лишь, чтобы он передавал основные характеристики портрета. 3 Прежде чем начать писать непосредственно маслом необходимо проанализировать модель. Следует точно определить ее основные характеристики, характерные особенности строения лица и цветовые нюансы. Необходимо определить, какие краски будут использованы для эскиза маслом.Важно, чтобы художник «вжился» в модель, почувствовал ее колористический строй. Тогда не будет проблем с цветопередачей.
4 Перед работой краски необходимо развести скипидаром на палитре. После этого можно начать делать подмалевок.Подмалевок — это тонкая прописка холста. Делая подмалевок, художник определяет цветовые и тоновые отношения. При этом сразу прописываются большие участки картины.

Нельзя стушевывать края между формами на портрете.

Мелкие формы необходимо прописывать кистью. Полезный совет Делая подмалевок, желательно обходиться без белил.

Неудачные мазки краски лучше сразу убрать мастихином (лопатка из тонкой стали). Статьи по теме:

Источник



ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПОРТРЕТОМ В ТЕХНИКЕ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ

Масляные краски требуют особой технологической последовательности при работе с ними, это отличает масло от всех других видов красок и усложняет возможность их использования. Уроки живописи в учебных заведениях разной направленности нередко начинают именно с изучения технологии масляной живописи. Чтобы нарисовать картину маслом, для начала, следует определиться с этапами её выполнения — именно тогда масляные краски проявятся во всей своей возможной полноте и результат занятия живописью будет ожидаемым и долговечным.

Постараемся зафиксировать и выделить отдельные этапы работы при рисовании маслом и их характерные особенности, а также опишем, почему это так важно и чем чревато нарушение последовательной технологии живописи масляными красками.

1) Подготовительный рисунок.

Картина маслом начинается с первоначального рисунка на холсте, в котором намечаются основные формы предметов и объектов, соотносятся пропорции частей предметов друг с другом, прорисовываются главные персонажи и детали. Грамотный тщательный рисунок — основа картины, поэтому этапу отрисовки и компоновки уделяют особое внимание.

Профессиональные художники нередко рисуют основные части будущего изображения сразу на холсте маслом, то есть жидко разведённой краской нейтрального по оттенку, не слишком тёмного цвета. Это самый лучший способ создания подготовительного рисунка, так как, во-первых, цвет и тон рисунка уже соответствуют цвету и тону будущей картины, во-вторых, материал создания рисунка идентичен материалу написания самой картины (органичен, не создаёт “грязи” при смешивании), в-третьих, рисунок можно легко править и изменять в процессе создания живописного полотна. Но, такой способ создания первоначального рисунка требует твёрдой руки, острого глаза и уверенного владения изобразительной грамотой, поэтому применяется чаще всего в изображении пейзажей и натюрмортов, где точная деталь и соответствие пропорциям модели не так важно, как в портрете.

Читайте также:  TEKNOS SILOKSAN FACADE краска фасадная силиконо эмульсионная

В идеале, создавать подготовительный рисунок под живопись углём на холсте: рисунок углём легко поправим, его можно ослаблять и усиливать по нажиму и темноте в зависимости от задачи, он легко закрепляется на поверхности холста жидко разведённой краской тонкой кистью или фиксируется лаком для волос (разумеется, после закрепления рисунок на холсте следует подсушить, а излишки угля смахнуть тряпкой во избежание попадания в замесы красок).

Хороший вариант создания рисунка на холсте — тушью пером или кистью. Конечно, рисунок получится слишком контрастный, но это легко исправить, если развести тушь водой в нужной пропорции (лёгкий серый оттенок опорных линий почти не будет заметен сквозь первый прозрачный слой краски). Тушь разводится только водой поэтому если вы любите лессировки и пишете маслом достаточно жидко и экспрессивно, рисунок не разотрётся, не потечёт, не деформируется.Рисовать на холсте простым карандашом не желательно. Частицы графита подмешиваются к первым красочным слоям, загрязняя их. Поэтому, если создавать рисунок под масло карандашом, то стоит выбрать твёрдый диапазон грифеля или закрепить рисунок лаком для волос после завершения и перед введением масляных красок на холст. Но лак тоже может смешаться с красками, особенно если активно втирать краску в основу, будьте внимательны и осторожны.

2) Лессировки прозрачными красками.

Живопись маслом начинают с лессировок. Это первые прозрачные слои красок, которые остаются в таком виде до конца работы — их хорошо видно в теневых частях предметов (собственные и падающие тени) на картинах классических художников.

Во-первых, лессировки экономят материал — дозировано отпускают краску на холст, особенно в те места, где не нужна чрезмерная фактура и детализированная прописка. Во-вторых, и в главных, лессировки создают ощущение глубины и объёма на предметах в сочетании с корпусной пропиской с белилами. Это обязательно стоит учитывать. Художники прошлого, руководствуясь правилом первых прозрачных лессировок, создавали невероятные по передачи реалистичности в живописи картины. К сожалению, современные художники, особенно художники самоучки или те, кто не получил полного качественного художественного образования, пренебрегают этим. Поэтому их картины заметно теряют позиции, как по технологии живописи (сохранность картин, их качество и т.д.), так и по визуальному восприятию зрителем.

Лессировки выполняются ТОЛЬКО! лессировочными масляными красками. Также важно знать состав красок, чтобы понимать, подойдёт ли та или иная краска для живописи теней (например, краплак красный обладает свойством “подниматься” каждый последующий слой и вытеснять другие оттенки, поэтому для нижних слоёв и лессировок не подходит). Для этого существуют специальные таблицы смешения красок и описания их качеств. Художники учат их наизусть.

Просушка.

Первый слой масляной живописи тщательно просушивается. При должном исполнении лессировки просыхают в течение суток с момента завершения работы над первым этапом создания картины маслом. Просушка происходит естественным путём в хорошо проветриваемом, тёплом помещении без использования нагревательных приборов. Сушить картину у батареи или обогревателя не следует — это может привести к растрескиванию красочного слоя, пожуханиям или изменению цвета красок. Изменение температуры и влажности не желательны для картины маслом, тем более, для картины в процессе просыхания.

5) Подмалёвок.

Вторая прописка масляными красками называется подмалёвком. На этом этапе происходит закладка основных цветовых сочетаний и фактур (разница по матовости — глянцевости) изображённых в картине объектов и предметов. Многие современные художники объединяют стадии первых лессировок и подмалёвка в одну. Это технологическая ошибка, исправить которую практически невозможно — тени, даже пролессированные сверху по слою краски с белилами, уже не будут так убедительны, а объём и пространство в живописи останутся условными.

Подмалёвок подразумевает живопись полулессировочными и укрывистыми красками в сочетании с белилами в тех местах картины, где это необходимо (освещённые части предметов и некоторые полутени) — это особенно важно для так называемой тональной живописи (академической, классической), где точно переданные оттенки светлоты важнее разницы в цветовом тоне.

В стадии подмалёвка важно начать прописку и выявление цвето-тональных отношений в картине тонким слоем краски (белила и все кроющие пигменты жидко разводятся разбавителем или втираются в холст легко, без излишне-толстых наслоений краски).

Прописывать формы предметов и объектов тщательно пока не требуется — эта та стадия работы над картиной, где максимально точно закладываются все цвето-тональные отношения в картине с учётом освещения, глубины пространства и важности элементов картины (удалённость от главного второстепенного, выявление цвето-тональных акцентов и т.д.).

Прежде чем начинать прорисовывать детали и особенности формы, обязательно сравните между собой и с элементами натуры все цвета и оттенки картины — есть ли разница по цвету и тону между освещёнными и теневыми частями предметов, отличаются ли по цвету, светлоте и насыщенности предметы между собой, что главное в картине, по вашей задумке, и получилось ли это передать. Основная идея композиции и компоновки картины должна быть хорошо читаема уже сейчас.
На стадии подмалёвка не рекомендуется использовать мастихин для живописи и слишком фактурные кисти — отлично подойдёт мягкая щетина и упругие синтетические кисти средних размеров.

При выполнении подмалёвка не забывайте оставлять нетронутыми прозрачные тени и полутени предыдущего слоя, не перемазывайте их новым слоем краски — эта двойная работа только уничтожит характерное только для масляной живописи свечение теней изнутри.

Просушка.

Подмалёвок также высушивается до полного высыхания слоя краски — от 3 дней до 1 недели. Да, придётся подождать, чтобы снова взяться за работу над картиной. Чтобы не терять времени, профессиональные художники обычно рисуют 3 картины одновременно или более. Пока сохнет одна — пишем другую. Очень удобно и практично: можно рассчитать степень просыхания красок и скорость рисования картины увеличится, без технологических огрехов (за время отведённое для работы над одной картиной, можно успеть написать их 3). Если краски на холсте много и её слой слишком укрывистый, сушить придётся намного дольше (обратите внимание, слой краски должен высохнуть полностью, а не только его верхняя часть, в виде плотной корочки). Проверить степень просушки красочного слоя можно при помощи пробы пальцем — краска не только не должна мазать, но и не должна продавливаться под нажатием, иначе есть шанс повредить верхний просохший слой при дальнейшей работе. В живописи масляными красками это недопустимо технологически — разрыв верхней плёнки красочного слоя ведёт за собой выход на поверхность обеднённого (без масла и лака — они сформировали верхнюю плотную красочную корочку) красочного пигмента, а его использование ведёт к изменению цвета и фактуры в последующих слоях краски при высыхании. Если такое происходит, предшествующий повреждённый непросохший слой краски лучше полностью счистить мастихином и переписать заново.

После просушки поверхность полотна тщательно осматривается на предмет выявления пожухлостей и других дефектов. По мере надобности можно применить ретушный лак, льняное масло и другие подручные средства.

7) Основная прописка форм и объёмов.

По просохшему слою краски, который задал основные отношения в холсте, начинаем рисовать маслом поэтапно каждый из элементов картины. На этой стадии тщательно прорисовываем объём предметов в свету и полутенях. Чем светлее предметы, тем более укрывисто кладём краску с белилами.

На стадии прописки можно рисовать мастихином, это придаст фактурности, экспрессивности и плотности, основным частям картины. Но мастихин следует использовать аккуратно, не повсеместно, прорабатывая им только отдельные части картины. Хорошо выглядят изображения, где первый план решён фактурно, средний — традиционно, а дальний — мягко, гладко.

Именно на этой стадии лучше класть мазки краски по форме, вне зависимости от того, какие кисти вы используете. Можно прописывать предметы и объекты плоской квадратной щетинной кистью, тогда мазки будут ложиться на холст в виде цветных пастозных квадратиков, или накладывать мазки круглой кистью в виде полумесяцев на нужные участки.

Читайте также:  Как правильно подобрать оксид для краски

Здесь можно и нужно использовать полулессировочные и укрывистые краски, активно применять белила (но сохраняя уже решённые на первых этапах прозрачные тени и некоторые полутени). Смысл послойного рисования маслом именно в том, чтобы, во-первых, тщательно соблюсти технологию масляной живописи (что сказывается на качестве живописи и её долговечности). А во-вторых, послойная живопись маслом позволяет одновременно сохранять уже созданные участки картины и уточнять и дорабатывать те, что пока не прорисованы в полной мере.

Ни в коем случае не следует переписывать заново одни и те же места только для того, чтобы правильно построить ход работы над картиной. Если времени на занятия живописью не много, а опыт, темперамент художника и задачи в живописи позволяют, можно писать маслом а-ля Прима, то есть сразу, за один сеанс, не учитывая классическую последовательность. Но такой этюдный характер живописи больше подходит для пленэра и сохранность таких работ маслом в неизменном, первоначальном виде никто не сможет гарантировать, а все изменения, происходящие с картиной во времени будут, к сожалению, необратимы.

8) Длительная просушка.

Разумеется, плотный, укрывистый слой краски нужно просушить перед тем, как продолжать работу над картиной. Просушка основного слоя занимает около месяца (наберитесь терпения!). Этот слой должен высохнуть, если не полностью, то до середины красочной поверхности (масло сохнет сверху вниз, внутрь — от верхней фактурной корочки по мере приближения к поверхности холста), то есть после просушки он не будет проминаться, разрываться, царапаться.

Ещё раз повторюсь, что сушить картину маслом следует в хорошо проветриваемом помещении естественным образом, без использования нагревательных приборов.

9) Прописка деталей.

Детализовать изображение и его части художник старается аккуратно, легко и смело. При этом, соблюдая баланс между излишней детализацией и слишком общим, состоянием работы. Одной двух выразительных деталей вполне достаточно. Излишняя детализация не является показателем мастерства художника (как думают многие зрители), она сбивает зрителя с толку, отвлекает от главного, перегружает картину излишней информацией и мешает тем самым её адекватному восприятию.

Детали прописываются тонкими кистями краской средней консистенции.
Самые важные детали в картине располагают в основной зоне (композиционный центр) ближе к переднему плану (первый и второй планы). Они подчёркивают объёмность основных частей, плановость, создают ощущение реальности, ясности. Кроме того, при помощи детали художник нередко раскрывает суть всего произведения зрителю. В классической картине деталь — это ключ к пониманию произведения. Такой знаковой деталью являются и пятки блудного сына в полотне Рембрандта, и красный платок человека, машущего кораблю, в “Плоте “Медузы”” Жерико.

Обычно ключевая деталь — самый сильный контраст во всей картине, ей уделяется особое внимание. Причём, деталью может служить не только складка или веточка яблока — деталь, это и поворот головы, и жест (вспомните “Боярыню Морозову” Сурикова), и выразительный силуэт и яркое пятно. Но об этом поговорим подробнее в статье о композиции.
Основная деталь прописывается тщательно, подробно, точно, остальные (по мере удаления от главного элемента или персонажа картины, менее качественно.

Этот этап, обязательный как для учебной, так и для творческой картины, помогает подчеркнуть важное и отвлечь зрителя от случайного и ненужного. Именно списывание дальнего плана, смахивание излишних деталей, обобщение второстепенных форм, упрощение объёмов предметов и объектов, не являющихся основными помогает сохранить цельность, глубину планов, ясность мысли художника в картине.

Приёмами, обобщающими части картины, могут служить лессировки (жидкая прозрачная краска красиво затекает в бороздки, оставленные кистью и создаёт дополнительные фактуры и эффекты одновременно углубляя визуально пространство в картине), которые наносятся строго по хорошо просохшему слою краски. Можно использовать для этой цели технику затирки или “сухую кисть”. Иногда художники просто смахивают только что написанное изображение тряпкой в нужных местах — например, так поступал Серов, когда считал, что подробно написанные руки отвлекают от лица портретируемого.

Особое внимание при обобщении следует уделить краям картины (2-3 сантиметра от края при небольшом — до А2 — размере холста — “слепая зона”, куда внимание зрителя ни в коем случае не должно распространяться, если, разумеется, у художника не было соответствующей задумки). Также лишние детали и фактуры стоит сместить в сторону от геометрического центра картины (пересечение вертикальной и горизонтальной серединных осей) и ярко выраженных диагоналей (это правило не действует для симметричных и декоративных композиций!).

11) Просушка до полного высыхания.

Когда все части картины гармоничны в соответствии друг другу, удовлетворяют художника и соответствуют основной тематической, композиционной, стилистической и т.д. идее, картина отправляется на полную просушку. Обычно это занимает от 1 недели до 1 месяца. На этом этапе ставится авторская подпись художника на лицевой стороне и на обороте холста.

После просушки поверхность картины стоит внимательно рассмотреть и проверить на наличие технологических дефектов живописи — замутнение красок, потемнение, пожухлости и т.д. Если краски картины потеряли блеск и яркость, а слой краски стал тусклым и сухим, матовым, прожухлые участки можно протереть тряпочкой, смоченной льняным маслом. Если потребуется, эту процедуру можно повторить 2-3 раза с перерывами в неделю.

Просохшую картину тоже стоит протереть маслом для живописи, а потом убрать излишки масла сухой чистой хлопчато-бумажной тряпкой. Это освежит краски и поможет сохранить картину в неизменном виде до первого покрытия лаком. Будьте осторожны, лишнее масло при высыхании кристаллизуется на поверхности картины и создаст грязноватый липкий слой, который трудно очистить. Также к толстому слою масла может прилипать пыль и частицы бытового мусора, что вредит сохранности картины.

12) Покрытие лаком.

Покрывать картину лаком можно только после полной просушки, то есть, в соответствии с технологическими особенностями масляной живописи, — через год, не раньше. Лак в живописи выполняет не только эстетическую функцию (характерный блеск, случается, что художники покрывают лаком не всю картину полностью, а только части изображения — это придаёт живописному полотну особый фактурный эффект, комбинируя глянцевые и матовые поверхности). Также лак защищает красочный слой от механических деформаций, пыли и мелкого сора, делает поверхность картины более гладкой и ровной, что важно при очистке поверхности во время уборки. Лак консервирует краски под тонким прозрачным слоем, поэтому если краски не просохли полностью, а химические реакции смесей красок не самые технологически верные, под лаком начинаются необратимые изменения, потемнение, изменение цвета, растрескивание и т.д.). Исправить всё это уже невозможно — лак счищается только в ходе реставрационных работ специальным составом очень аккуратно — это целая профессия, требующая знаний и умений в области реставрации.

Для покрытия картин используется специальный покрывной лак (не для живописи, не ретушный). Он наносится на поверхность картины мягкой синтетической кистью тонким слоем. Излишки лака могут привести к растрескиванию картины и особой хрупкости полотна (обилие лака не позволяет холсту “дышать”, то есть усиливать и ослаблять натяжение волокон при изменении температуры и влажности в помещении, а это разрушает красочный слой. Именно поэтому картины в музеях экспонируют при особом температурном режиме и периодически осматривают и реставрируют. 1-2 тонких слоёв лака вполне достаточно для картины на протяжении всего её существования.

Источник

Урок рисования портрета масляными красками

Напишите портрет маслом. Долго сохнущие масляные краски можно неспешно накладывать слоями друг на друга, постепенно добиваясь необходимой глубины тона.

Масляные краски долго сохнут, поэтому их удобно наслаивать друг на друга. Это свойство масляных красок делает их особенно удобным материалом для начинающего художника. Пока краска остается влажной, вы можете изменить мазок, добавить сверху новый слой краски или стереть излишки краски смоченной в скипидаре тряпочкой.

Работая над этим портретом, наш художник с помощью дополнительных слоев краски постоянно изменял оттенок телесного тона, поэтому на готовом портрете можно найти вкрапления самых различных цветов, включая оттенки зеленого, коричневого, красного, розового, желтого и оранжевого.

Прежде чем приняться непосредственно за сам портрет, профессионалы рекомендуют покрыть холст слоем цветной грунтовки, чтобы смягчить резкий белый цвет основы.
На таком нейтральном фоне удобнее выстраивать контрастные светлые и темные тона.

Читайте также:  Покраска сборной модели краской

Лицо на этом портрете написано в смешанной технике живописи и рисунка. Наш художник начал со свободного линеарного наброска, после чего вделал тональный подмалевок. Затем он вновь вернулся к рисунку, чтобы уточнить черты лица, а завершил работу густыми мазками краски.

ПАЛИТРА ПОРТРЕТИСТА

Прежде чем начать писать маслом, смешайте несколько красок на палитре. После этого вам не потребуется каждый раз заново экспериментировать с красками для того, чтобы получить нужный цвет. Здесь показаны комбинации красок, которые наш художник использовал во время работы над портретом. В нижней части палитры показаны травянисто-зеленая краска и кармин, постепенно оставляемые желтым кадмием для получения телесного тона нужного оттенка.

Для урока рисования масляными красками понадобится:
Натянутый белый холст размером 74×61 см
Ветошь
Скипидар
11 масляных красок: сырая сиена, жженая сиена, желтая охра, розовая крапп-марена, синий кобальт, жженая умбра, титановые белила,травянисто-зеленая, желтый кадмий, черная краска, кармин
Большая палитра
Кисти: плоские №№4 и 6, плоская 13-мм, «орех» №6
Льняное масло
Уайт-спирит и банка для промывания кистей

1. Наносим тонированную основу

Урок рисования портрета масляными красками - шаг 1

Урок рисования портрета масляными красками — шаг 1

Смочите в скипидаре хлопчатобумажную тряпку и разотрите по холсту сырую сиену. Если потребуется, добавьте еще немного скипидара, чтобы слой краски получился светлым и прозрачным.

2. Начинаем рисовать портрет

Урок рисования портрета масляными красками - шаг 2

Урок рисования портрета масляными красками — шаг 2

Продолжая работать разведенной сырой сиеной, плоской кистью №4 набросайте основные черты лица и контуры плеч. Особое внимание обратите на то, как соотносятся друг с другом отдельные черты лица. В частности, проследите за тем, чтобы кончик носа находился на одной линии с контуром левой щеки,

3. Делаем подмалевок

Урок рисования портрета масляными красками - шаг 3

Урок рисования портрета масляными красками — шаг 3

Смешайте жженую сиену, сырую сиену и желтую охру и окрасьте затененную сторону лица. Введите в смесь еще немного жженой сиены и наметьте лежащую под носом глубокую тень. Подмешайте немного розовой крапп-марены и напишите участок промежуточного тона на лбу. Добавьте еще немного розовой крапп-марены и окрасьте правую щеку и губы. Приготовьте смесь синего кобальта, жженой умбры и белил и плоской 13-мм кистью нанесите подмалевок на задний план картины.

4. Начинаем окрашивать тени

Урок рисования портрета масляными красками - шаг 4

Урок рисования портрета масляными красками — шаг 4

Несколькими мазками закрасьте той же смесью рубашку мужчины, а затем вернитесь к его лицу. Кистью «орех» №6 окрасьте затененные участки лица имеющейся у вас смесью желтой охры, сырой сиены и жженой сиены. Добавьте на щеке и на нижней части носа несколько мазков смеси белил с розовой крапп-мареной, а затем нанесите на шею тонкий слой разведенной травянисто-зеленой краски.

Самое время сосредоточиться па игре светотени, оно поможет точнее описать черты лица. Забудьте на время о заднем плане — на этой картине он останется всею лишь грубо намеченным, поскольку главным в портрете всегда остается лицо.

5. Пишем освещенный участок лица

Урок рисования портрета масляными красками - шаг 5

Урок рисования портрета масляными красками — шаг 5

Опишите с помощью синего кобальта и травянисто-зеленой краски форму скулы. Смешайте желтую охру, желтый кадмий и большое количество белил и напишите освещенный участок лба над правым глазом.

6. Добавляем темные тона

Урок рисования портрета масляными красками - шаг 6

Урок рисования портрета масляными красками — шаг 6

Внимательно рассмотрите лицо своей модели, чтобы выделить на нем участки темного тона. После этого добавьте в черную краску немного жженой умбры и напишите тень под подбородком. Наметьте волосы на правой стороне головы. Затем подмешайте в смесь еще немного жженой умбры и нарисуйте брови мужчины и контуры его носа и рта.

Каркасный набросок
Прежде чем начать писать портрет, полезно потренировать свои руку и глаз, набросав его в какой-либо другой технике. Сделайте, к примеру, шариковой ручкой каркасный набросок, подчеркивающий формы лица и головы. Изучите изогнутые линии, проходящие на этом рисунке по лбу, — они описывают не тона и не детали, а передают закругленную форму этой части головы.

7. Уточняем тона

Урок рисования портрета масляными красками - шаг 7

Урок рисования портрета масляными красками — шаг 7

Добавьте в жженую умбру немного черной краски и нарисуйте заново контур подбородка. После этого покройте белилами неокрашенные участки рубашки. Закрасьте отдельные участки разного тона на лбу мужчины, смешивая кармин и желтый кадмий. Для создания тона на затененной стороне лица добавьте к смеси небольшое количество сырой сиены.

8. Возвращаемся к освещенным участкам

Урок рисования портрета масляными красками - шаг 8

Урок рисования портрета масляными красками — шаг 8

Подмешайте в белила немного желтого кадмия и напишите световые блики на освещенной, правой, стороне лица. Самые светлые участки расположены здесь над и под глазом, вдоль боковой стороны носа и на подбородке.

9. Работаем над светлыми тонами

Урок рисования портрета масляными красками - шаг 9

Урок рисования портрета масляными красками — шаг 9

Покройте ухо слоем белил, смешанных с небольшим количеством розовой крапп-марены. Затем подмешайте в белила немного желтой охры и желтого кадмия и напишите освещенные участки на лбу и на шее. На освещенные участки рубашки нанесите чистые белила. Добавьте в белила немного кобальта и 13-мм кистью перепишите часть заднего плана.

Используем муштабель
Муштабель (длинную прочную деревянную планку) чаще всего используют при работе над масштабной картиной маслом. Придерживая муштабель свободной рукой с одного края, другой край планки положите на край холста. Оперевшись на этот “мостик”, вы можете смело продолжать работу, не опасаясь размазать сырые краски на холсте.

10. Работаем над формой подбородка

Урок рисования портрета масляными красками - шаг 10

Урок рисования портрета масляными красками — шаг 10

Напишите затененные участки рубашки смесью синего кобальта с белилами. Перейдите на плоскую кисть №6 и скорректируйте форму подбородка, описав ее смесью травянисто-зеленой краски и белил. Добавьте в эту смесь немного жженой умбры и нарисуйте участки серого тона вокруг глазниц.

11. Рисуем детали

Урок рисования портрета масляными красками - шаг 11

Урок рисования портрета масляными красками — шаг 11

Уточните с помощью жженой умбры линию рта и складку над верхней губой. Нарисуйте смесью желтого кадмия и кармина край воротника. Добавьте в белила розовой крапп-марены, чтобы написать ушную раковину. Плоской 13-мм кистью уточните световые блики на щеке и над глазом.

12. Углубляем отбрасываемые тени

Урок рисования портрета масляными красками - шаг 12

Урок рисования портрета масляными красками — шаг 12

Добавьте в белила желтую охру и закрасьте освещенный сзади теплым светом участок на шее. Напишите лежащую на шее тень от воротничка смесью кармина, желтой охры и желтого кадмия. Затем смешайте кобальт с черной краской и нанесите темные тени на рубашке.

ПОСЛЕДНИЕ ШТРИХИ

Теперь стоит потратить еще с полчаса на то, чтобы внести последние поправки, касающиеся цвета и тона. Кроме того, добавить портрет)’ выразительности можно за счет новых ярких световых бликов.

13. Добавляем световые блики на волосах

Урок рисования портрета масляными красками - шаг 13Урок рисования портрета масляными красками — шаг 13

Падающий на темные волосы свет образует удивительные по оттенкам желтые и светло-коричневые блики. Напишите эти блики смесью желтой охры, травянисто-зеленой краски и сырой сиены в различных пропорциях.

14. Уточняем тона

Урок рисования портрета масляными красками - шаг 14Урок рисования портрета масляными красками — шаг 14

Смешайте сырую сиену, кармин, желтый кадмий и розовую крапп-марену. С помощью плоской кисти №6 придайте красноватый оттенок затененной стороне лба и левой щеке. Следите за тем, чтобы направление мазков соответствовало форме лба. Затем уточните тон лежащей на шее тени от воротничка. Наконец удлините окрашенный светлыми желтыми тонами участок шеи до нижнего края уха.

Результат пошагового урока рисунка масляными красками:

Результат пошагового урока рисунка масляными красками

Результат пошагового урока рисунка масляными красками

А Телесные тона
На отдельных участках портрета хорошо заметны участки телесного тона красноватого оттенка. Таким образом художник воссоздал цвет загара, присущий коже изображенного им человека.
Б «Вылепливание формы» с помощью тона
Выпуклые формы — например, лоб — описаны в виде маленьких отдельных плоскостей, каждая из которых отличается по цвету и по тону.
В Без лишних деталей
Художник не стремился описать узор рубашки и ограничился тем, что изобразил падающий на рубашку свет. Благодаря этому внимание зрителя не рассеивается и взгляд притягивается к главной части портрета — лицу.

Источник