Боюсь рисовать. Три главных причины-почему
Приветствую вас, мои хорошие! Сегодня говорим о страхах в рисовании. Да, как ни странно, но такое бывает, люди боятся рисовать. Обычно это происходит среди взрослых людей, кому это дело интересно, но в силу каких-то обстоятельств они себе запрещают попробовать, вдруг что-то испортят или плохо выйдет. Могут всплывать разные психологические факторы, которые разберем далее. Но сначала, вспомнился анекдот в тему)))
И отсюда может быть как раз первая причина проблемы "боюсь рисовать"-это
Критика
Когда-то и кто-то вам сказал, что вы, возможно занимаетесь ерундой. Что рисуете не правильно. Не достаточно профессионально или хорошо. Как угодно. Это может быть еще из детства, что вы и не вспомните, но на подкорке страх записался и вышел в виде вот такого зажима, когда вы боитесь пробовать свои силы.
Часто нас критикуют в школе. Нам хочется по-своему что-то отразить, но учитель, вместо того, чтобы мягко направить и посоветовать, перекроет наш творческий поток и будет гнуть только свою линию.
Знаю многих людей, кто столкнулся с этим, посещая в детстве художественную школу, так случилось. Хотя не всегда. Может быть критика была и со стороны родителей или сверстников. Просто случайно брошенное слово глубоко засело в подсознании. Такое тоже бывает.
Отпустите это. Оно давно в прошлом. Творчество — это быть "здесь и сейчас", никуда не спеша и не оглядываясь. Делайте это для души, она всегда радуется, ворчит и кривится, а так же боится ваш мозг))
Дорогие материалы
Еще одной очень частой причиной не начать рисовать и бояться становится тот факт, что вы приобретаете для своего творчества дорогие материалы.
Самозабвенно скупая в художественных магазинах холсты и краски, вы представляете, как придете домой и начнете творить, но. возникает ступор. Из глубин вашего мозга выскакивает таракан по имени "А вдруг испортишь!"
А вдруг, ты что, материалы такие дорогущие, все запоришь и что потом. Нееет, лучше еще пару лет посиди на ютубе, посмотри мастер классы, лучше еще подожди)))
Именно по этой причине я всегда говорю и взрослым, и детям — рисуйте тем, что есть сейчас. Бумага для принтера?! Отлично! Я свои первые акварели делала именно на ней. Медовая акварелька за 50 рублей — превосходно! Я тоде с нее начинала))) Гуашка засохшая, еще из детского садика? Ну и чудно! Размочили и вперед, к звездам!
Не попробовав на бросовом материале, нет смысла закупаться дорогущим акрилом, маслом, льняными холстами и чахнуть над ними, как Кощей над златом. Это вас точно не сдвинет с точки!
Неуверенность в себе и сравнивание себя с другими
Данная проблема была очень частым затором для участников моих мастер классов, которые я проводила в офф-лайне. С детьми все проще, умею-не умею, беру и мажу краску, как пойдет))) Чаще всего так. Хотя и среди них находились те, кто боялся первого шага и любой ошибки. Работали над этим. Я всегда говорила одно и тоже. Просто забудьте, что вы в школе. Вы пришли в творческую студию, где главная наша задача — это хорошее настроение от рисования и бояться не нужно. Ошибки — это хорошо, делайте их, а если что- мы потом вместе все поправим.
Со взрослыми всегда было тяжелее))) Во-первых, уже подзабитая со возрастом голова всякими "не умею", "не могу", "руки не оттуда", "плохо получится". Ладно, перенаправляем — позитивное русло — аутотренинг — умею, могу, все получится. Частицу "не" оставляем за порогом помещения, в котором будем рисовать.
Дальше новая "беда" — у соседа то лучше получается. Вот "какая трава зеленая". Так оно всегда будет))) Хоть и краску дашь одну и ту же. надеюсь, вы понимаете, о чем я. Лечение следующее — СРАВНИВАЙТЕ СЕБЯ ТОЛЬКО С СОБОЙ.
Полезно ставить дату на работу, чтобы отследить свой рост. А когда впервые рисуете и говорите, что вон — у вас вон как хорошо, а у меня то ничего не выходит. Я всегда приводила в пример, что не одну сотню часов потратила на это, чтобы вышло "ТАК"))) Так что пошлите к черту ваш перфекционизм и наслаждайтесь процессом творчества, не делая результат смыслом жизни. Примите себя, полюбите себя, дайте время для роста, опыта и радуйтесь этому увлекательному процессу, мои хорошие! Успехов вам и легкого, воздушного творчества для души. Благодарю за внимание!
Источник
Почему вы боитесь рисовать
Все мы родом из детства. Всех нас сформировали какие-то взрослые люди, которых принято называть значимыми. Родители, или тот, кто заменял их, плюс преподаватели. Преподавателями я называю школьных учителей, учителей музыкальных и художественных школ, а также тренеров спортивных секций.
Вы, наверное, замечали, как в стрессовой ситуации мы высказываем оценочные суждения о себе в первом лице: "Какой я растяпа!" Или: "Как я сегодня много успел!" Как будто внутри каждого из нас сидит такой критик и высказывает оценку нашему поведению, успехам и неудачам. Он то поддерживает нас, то ругает. У кого-то он вечно недоволен, а кому-то повезло с этим неразлучным критиком. Что это за внутренний голос такой?
Это закладывается в раннем детстве. Все оценочные суждения, которые высказывают родители и прочие значимые взрослые, а потом и окружающие нас ровесники, влияют на нашу самооценку. Наш внутренний ребёнок помнит всё, что слышал о себе.
И часто мы так или иначе ранены этими высказываниями.
Я не буду углубляться в тему в целом, а выскажусь конкретно о рисовании. Что я замечаю первым делом, наблюдая за родителями детей, начинающих рисовать? Их, родителей, неподдельную тревогу: "Ты сам это сделал? Тебе учительница помогала? А почему неровно закрасил? " При этом никто из этих родителей не знает, что есть норма в рисовании для ребёнка, который только-только начал связно говорить. А норма тут одна — у малыша не должно быть сомнений, что он делает хорошее дело.
Сомнений и не будет, если ребёнка хотя бы не трогать и не травмировать. Но расслабиться и порадоваться вместе не получается, тревога от родителя постепенно передаётся ребёнку, он приходит на следующий урок и говорит: "А я не умею рисовать".
Итак, ваш внутренний критик повторяет то, что вы слышали о себе в детстве: "Я не умею рисовать. Я не могу провести даже одну линию. У меня кривые руки". Эти же убеждения вы передаёте своим детям и цепочка продолжается.
Что же делать тому, кому попался придирчивый внутренний критик? Меняйте отрицательные оценки на положительные. Ищите в себе талант. Ведь тот, кто не позволяет себе уничижающих высказываний относительно своих и чужих творений, учится рисовать гораздо быстрее. Вы же умеете делать что-то хорошо? Готовить, шить, или может быть выращивать растения? Значит и рисовать сможете! Мир изобразительного искусства очень широк, вы обязательно найдёте себя. А прямые линии проводить можно научить любого.
Источник
Как начать рисовать и не бояться?
Как рисовать из головы и не бояться?
⠀
У меня был период жизни когда я практически не рисовала, несколько лет. Возвращать навыки, а главное — свободно придумывать и воплощать идеи на бумаге сложно. И не только технически, хотя и это тоже. Детям немного легче, взрослым сложнее. Что мешает и как это преодолеть? По образованию и по сфере деятельности я не только художник, но и педагог и достаточно часто сталкиваюсь с тем, что человеку сложно придумывать свои сюжеты. Кто-то начинает рисовать сразу, кому-то нужно время и бывает, что рисовать хочется, но что-то не дает делать это свободно.
Это только пара моментов, тема гораздо шире. Все это подходит как для взрослых, так и для детей.
⠀
1. Страх, что ничего не получится и выйдет ерунда. И пусть не получается, главное — рисуйте. Вся эта ерунда и есть обучение. Постепенно количество переходит в качество. Результат — это всегда результат процесса, погружайтесь в процесс, результат будет потом. Не нужно создавать себе границы — у искусства их нет. Если хочется изучить основы рисунка, точные области изобразительного искусства — отлично. Вы также можете не следовать правилам и делать то, что хочется вам. Тут очень важно постоянство, пусть это 10 минут, но три раза в неделю. Можно рисовать не только дома, но и в транспорте, в перерывах на работе, в кафе.
⠀
2. Быстрые зарисовки идеи, увиденного сюжета — прекрасное упражнение. Тут не должна стоять цель — красиво, правильно. Цель — изобразить идею возможными способами, в формате эскиза. А вот после можно из нее что-то делать, доводить до конца. Главное, чтобы материалы всегда были под рукой — блокнот, карандаш, фломастер, то, что вам нравится.
⠀
3. Иногда ступор возникает из-за того, что не получается включить фантазию в нужный момент. Желание есть, а вот мозг ничего не выдает. Ступор и определенный страх — это совершенно нормальный этап. Попробуйте понять откуда идет этот страх. Может кто-то что-то сказал когда-то или есть какая-то неуверенность. Отпустите эти чувства. Главное из этой точки двигаться дальше, по чуть-чуть и это состояние пройдет.
⠀
Про фантазию. Она работает на основе нашего визуального, акустического, чувственного опыта. Из всего многообразия того, что мы видим, какие-то вещи мы запоминаем, какие-то забываются.
Мозг использует то, что мы знаем и помним, смешивая, сочетая, трансформируя образы во что-то новое. Так получается то, чего еще не было.
⠀
Но в основе — наш прошлый опыт, наша память. Поэтому так полезно расширять визуальную (и не только) память. Разглядывать и запоминать увиденное. Детально, целенаправленно. Это просто интересно, оказывается столько всего проходит незамеченным. Можно наблюдать за позами, мимикой людей и как следствие — будет значительно легче их рисовать. Брать материалы для рисования в путешествия, в походы. Мы привыкли фотографировать, попробуйте добавить быстрые, хотя бы минутные зарисовки. Это очень захватывающее занятие, вы увидите и заметите намного больше.
⠀
4. Если задача — реалистичное изображение объектов, но не с натуры, а из головы. То тут только это — нужно изучить натуру, ее строение, как она меняется в перспективе, как ложатся тени и свет, почувствовать ее форму.
То есть, чтобы реалистично рисовать из головы нужно сначала достаточно много наблюдать и рисовать с натуры, изучая ее. Копировать работы мастеров, изучить основы рисунка.
Кто-то делает это сам, кому-то необходим учитель или специализированные курсы. Сейчас очень много материалов, книг, видео-уроков. Берите то, что подходит именно вам.
5. Если привлекает иллюстрация, декоративное, абстрактное, наивное — свободное в своем проявлении искусство, то стоит выходить за рамки привычных приемов, ставить необычные и новые задачи. Например: составить рисунок используя только геометрические формы, линии разной толщины, попробовать совместить совершенно разные материалы (ткань, графику, акварель, пластилин, вышивку и т.д), создание коллажей — безграничная тема. Экспериментировать с композициями и перспективой. Смотреть какие приемы, техники, композиции используют другие художники, фотографы, иллюстраторы и т.д. Брать эти приемы, использовать, придумывать свои. Использовать цифровые возможности создания иллюстраций.
Но и тут все начинается с понимания формы, цветовых отношений, построения композиции.
Поэтому игнорировать рисование с натуры и изучение основ рисунка не стоит — это поможет во всем остальном.
6. Найти тех, кто поддержит. Конечно, нужно самим быть опорой для себя, но и вовремя сказанные слова другого человека могут сыграть свою роль. Не бойтесь делиться своими работами в соцсетях или сообществах.
7. Подумайте зачем Вы все это делаете, зачем рисуете или только начинаете. Думаю ответы могут быть разными, но уверена, что в основе лежит радость от самого творческого процесса. В творчестве скрыты большие ресурсы, рисуя (сюда можно отнести все другие виды творчества) мы узнаем себя с другой стороны, ум успокаивается и это отражается на жизни в целом. Рисование способствует психическому и физическому здоровью, как-нибудь расскажу об этом подробнее. Это уже самодостаточная цель для того, чтобы начать рисовать.
А может быть это принесет что-то еще о чем Вы сейчас даже и не знаете. Поэтому не бойтесь и беритесь за то, чем хочется заниматься, будь то акварель или еще какой прекрасный материал 🙂
Источник
Три страха художника и как их преодолеть
- 2018/10/18
- Опубликовано
Елена М
Каждая творческая личность сталкивается с тремя страхами: «Я недостаточно хорош», «Мои рисунки никому не нужны» и «У меня кончились идеи». Наверняка и вы не один раз ловили себя на мысли о том, что беспокоитесь по этим причинам.
Эти страхи возникают как у начинающих иллюстраторов, так и у знаменитых художников. Именно этим проблемам отчасти и посвятил свою книгу «Скетчи по воскресеньям» Кристоф Ниманн, которого вы знаете по обложкам журналов New Yorker, Time, Wired, New York Times Magazine, American Illustration. Давайте вместе с Кристофом разберёмся в основных страхах художников и решим их.
Я недостаточно хорош
Будь вы начинающим художником или знаменитым иллюстратором, вы всё равно можете беспокоиться насчёт того, насколько хороши ваши работы. Решение этой проблемы одно — постоянно рисовать, тем самым повышаю уровень своего мастерства. Все спортсмены и музыканты каждый день. Почему у художников должно быть иначе?
Писать, рисовать, создавать дизайн — навыки, а не таланты. Добиться совершенства в любом деле сложно, однако упорным трудом вы сможете это сделать. Поэтому выделите время, спросите себя: «Готов ли я стать художником и посвятить этом не менее 10 000 часов?». И если ответ утвердительный — запасайтесь терпением и оттачивайте свои навыки.
Мои рисунки никому не нужны
Думаете ваши работы никого не заинтересуют? Подтвердите или опровергните это утверждение, показав свои рисунки другим людям.
В эпоху соцсетей можно продемонстрировать публике любую работу — законченную или набросок — и понять, какого о ней мнения другие, незнакомые мне люди. Стоит нажать на кнопку — и через несколько минут я четко представляю, что думает мир о моей идее. Тот, кто говорит, будто ему все равно, сколько у него лайков, и он не расстраивается, когда пост собирает мало откликов, врет.
Многие художники считают соцсети потрясающим и, пожалуй, необходимым помощником. Но хитроумные алгоритмы соцсетей создавались с единственной целью: манипулировать нашими комплексами и тягой к нарциссизму. И поэтому всегда есть риск спутать число лайков с качеством работы.
Показывайте рисунки другим, собирайте обратную связь, анализируйте и улучшайте свои навыки.
У меня кончились идеи
Все мы порой боимся лишиться креативности. Поэтому нужно прокачивать свою наблюдательность. Это важнейший навык для любого художника: открыться новому и построить как можно больше связей между хорошо знакомым и неизведанным. Большинство экспериментов ни к чему не приведут, но где-то посреди океана бессмыслицы что-то непременно «щелкнет».
Знаете ли вы, что Google разрешает своим разработчикам заниматься проектами, которыми те особенно увлечены, и посвящать им 20% рабочего времени, даже если те не связаны с текущей работой.
Компания не против, чтобы сотрудники занимались этими проектами, даже если успех не гарантирован, а в случае успешной реализации они не сулят большой прибыли. Google просто позволяет разработчикам искать интересные идеи, не беспокоясь о том, что эти идеи, возможно, будут никому не нужны.
Попробуйте и вы взять на вооружение эту практику. Выделите один день в неделю, во время которого вы будете заниматься личными проектами, вне зависимости от того, принесут эти проекты выгоду или нет. Просто отвлекитесь от рутины и займитесь чем-нибудь совершенно новым.
Источник
Я боюсь рисовать красками
Как преодолеть страх рисования на людях?
Вообще-то способ для преодоления любого страха один: нужно делать то, что страшно. И чем чаще вы будете доставать блокнот и карандаш в общественных местах, тем легче с каждым разом это будет даваться. А со временем вы станете весело шутить в ответ любопытствующим зевакам, заглядывающими к вам в блокнот, и даже увидите в этом прекрасную возможность для знакомств и развития навыков коммуникации. Честно. Со мной так и произошло. Сейчас я совершенно спокойно отношусь к тем, кто смотрит мне через плечо, хотя когда-то реагировала на них очень нервно и при приближении очередного любознательного прохожего резко захлопывала альбом.
Сколько я учу взрослых людей рисовать, столько и слышу про боязнь чужих глаз и чужих суждений. Разбор причин появления такого страха оставим для следующих заметок, а пока давайте посмотрим, что можно сделать, с каких шагов начать и как минимизировать свою боязнь.
1) Попробуйте понять, что большинству людей нет до вас никакого дела. Нам всегда кажется, что все обращают на нас внимание, всех волнует, как мы выглядим, во что одеты и что делаем. Но точно так же, как и мы, все преимущественно заняты собой и производимым ими впечатлением. Конечно, чем меньше населенный пункт, тем больше интереса можно вызвать. В захолустном городке люди не так избалованы обилием событий, как в столицах, у них больше свободного времени и потому можно позволить себе роскошь проявить интерес к ближнему. Но если вы собираетесь порисовать в мегаполисе, хоть двухметровый холст перед собой поставьте, вас вообще не заметят. Проверено лично.
2) Еще одно важное осознание — вся критика существует преимущественно в вашей голове. Это вы себя критикуете и потому ожидаете критики от других. Большинство людей настроены к вам доброжелательно, и скорее восхитятся вашей работой, чем дадут негативный отзыв. В интернете много троллей, прикрывающихся экраном, но при живом общении люди чаще хотят быть приятными и нравиться другим. Меня не критиковал никто, во всяком случае мне в лицо, а вот комплименты делали часто. Это приятно и очень повышает самооценку, и убирает страх открытости. В дополнение к первому пункту, рисуя в Питере я привлекла чье-то внимание только один раз, потому что встала у входа в Эрмитаж, повесив на перила зонтик, а там толпятся иностранцы, которые обратившись ко мне по-английски сказали много лестных слов.
3) Начинайте с очень маленьких порций. Преодолевайте страх по чуть-чуть. Все время носите с собой небольшой блокнотик, дешевый, чтобы не было жалко что-то испортить. Делайте очень быстрые зарисовки в самых разных местах и убегайте, пока никто не заметил. На своих курсах я даю ученикам техники выполнения набросков, которые занимают от нескольких секунд до нескольких минут. За это время вас никто не успеет поймать на месте рисования. Зато вы постепенно привыкните, осмелеете и будете уже позволять себе рисовать часами, не заботясь о чувствах сгорающих от любопытства окружающих. Я на курсах даю задания и отправляю учеников на полевую практику – делать быстрые зарисовки людей на улице. Я училка ехидна, мне нравится вас мучать. Но у всех, кто пробует, получается и оказывается, что это совсем и не страшно.
4) Рисуйте там, где есть открытое пространство, но нет людей. Выберитесь подальше на природу. И удовольствие получите, и пленэрные навыки прокачаете и будете привыкать к отсутствию спасительных и защитных домашних или студийных стен.
5) Рисуйте в кафе. Это такое чудесное место, где вокруг вас множество людей, но при этом за своим столиком вы как бы находитесь в интимном пространстве. К вам почти наверняка никто не подойдет. Во-первых потому что (см.п.1) все заняты собой, а во-вторых потому что нормы поведения не позволяют, ну разве только официантам можно, но им тоже не положено вмешиваться в личные дела клиента. Кафе – прекрасное общественное место, где можно спокойно практиковаться в зарисовках с натуры и привыкать к работе в людных местах. А еще можно рисовать сидя в машине. Это тоже оградит от нежелательного интереса посторонних.
6) Выбирайте такие места для рисования, где к вам невозможно подобраться втихаря. Чаще всего любопытные зрители подкрадываются со спины, подойти к незнакомому человеку в лоб гораздо труднее. Чтобы этого избежать и иметь больше контроля вставайте спиной к стене здания или к крупному дереву.
7) Возьмите телохранителя. Если вы вдвоем с кем-то из друзей или близких людей, вас не будут беспокоить. При этом телохранитель может заниматься и своими делами. Например, увлеченно изучать интернет со смартфона. Если вы, например, идёте с кем-то на пляж и рисуете, пока близкие рядом загорают, вряд ли кто-то посторонний захочет подсматривать, что вы рисуете.
8) Ну и напоследок. научитесь устанавливать свои границы. В некоторых случаях нужно вежливо дать понять зрителям, что их присутствие нежелательно, а то что вы делаете в своем блокноте – это ваше личное дело.
Расскажите, боитесь ли вы рисовать на улицах и в людных местах и что делаете, чтобы преодолеть свой страх? Есть ли у вас забавные истории о том, как к вам подходили любопытные зрители?
Источник